Статьи по психологии

Психологическая травма

Психологическая (душевная) травма, или психотравма — вред, нанесенный душевному здоровью человека неблагоприятными обстоятельствами или действиями людей. Погружение в душевное нездоровье по причинам, которые окружающими воспринимаются как уважительные.

Психологическая и психическая травма

Психическая травма — это повреждения (кем-то или чем-то) психики, приводящие к заметному нарушению ее нормального функционирования. При психологической травме нарушений функций психики — нет, у человека остаются возможности быть адекватным и успешно адаптироваться к среде. И если возникают экстремальные обстоятельства (пожар, потоп, землетрясение), на время этих событий все травмированные спасают себя с той же бодростью, что и не травмированные. Но как только эти события завершаются, травмированные вспоминают о своих проблемах и возвращаются в свое проблемное состояние. В случае новой игрушки ребенок увлечен позитивом, в случае психологической травмы человек увлечен своим негативом.

Критерии?

В медицинской литературе понятие психотравма отсутствует. Критериев нанесения психотравмы — нет. Возникновение любого сильного чувства негативного плана может быть интерпретировано как психотравма, нанесенная людьми или обстоятельствами. Соответственно практически любая Маша может обвинить какого-нибудь Васю в нанесении ей психотравмы, если после разговора с ним у нее испортилось настроение, тем более надолго. Ведь вред ее душевному здоровью — нанесен?

Признаки психотравмы

Четких критериев психотравмы нет, о признаках говорить можно.

Это:

• Наличие события, которое оценивается как сильный удар. Неожиданная потеря очень дорогого человека, изнасилование, для ребенка — неожиданный развод родителей (при наличии очень тесных эмоциональных связей с обоими). При этом — мудрые люди готовы ко всему, человек-ребенок готов устраивать искренние истерики из-за любой мелочи.

• Навязчивость воспоминаний. Человек, получивший психотравму вновь и вновь возвращается к пережитому, не может об этом не думать, это вспоминается снова и снова. Как следствие, все новые (да и прошлые события) видятся теперь сквозь призму негатива полученной травмы. При этом — люди, не знающие, чем себя занять, постоянно занимают себя воспоминаниями, для них это естественный образ жизни… А люди с привычкой к негативному мировосприятию все воспринимают через призма негатива без всяких психотравм.

• Вовлеченность. Человек не разделяет себя и ситуацию, которая привела к психотравме, не может от нее дистанцироваться, посмотреть на происшедшее спокойно, со стороны. Воспринимает все лично, думая о ситуации человек думает о себе и наоборот. Он словно слился с этой ситуацией. При этом — многие живут так постоянно, у них в принципе нет привычки рассматривать ситуацию, со стороны. Любую мелочь они будут воспринимать — лично.

• Серьезные затруднения в обычном душевном функционировании, остановка развития личности. При этом — развитие личности в принципе характеризует не многих, а склонных переживать по любому поводу (переживать так, что "все из рук валится" — всегда достаточно.

• Склонность реализовывать жизненные сценарии, направленные на саморазрушение (склонность к суициду, алкоголизм, наркотики, тяга к правонарушительным действиям). Таких людей вообще достаточно по жизни, и без всяких психотравм.

Кому и зачем это надо?

До 80-х годов никто о психотравмах не знал и не говорил, психотравм никто не боялся. С развитием кризисной психологии понятие "психотравма" стало популярным, психотравмами детей теперь пугают родителей, смышленые дети и сообразительные родители угрозой возможной психотравмы активно манипулируют. У нас в классе уже у всех есть мобильники! Если ты не купишь мне мобильник, надо мной будут все смеяться, и у меня возникнет психотравма! Раньше говорили: "Пришел в дурном расположении духа", "Вернулся злой и расстроенный". Теперь говорят солиднее: "Осторожнее, у него психотравма!" Склонность к психотравмам и устойчивость к психотравмам Определенно, есть люди, предрасположенные к психотравмам, ведущие такой образ жизни, что на них психотравмы просто липнут. Это — человек-ребенок (человек, часто проявляющий черты детской позиции в мышлении, эмоциональных реакциях и поведении), еще чаще — переживательная личность (сложение особенностей невротика и человека-ребенка).

https://www.psychologov.net/view_post.php?id=1530

Дмитрий Борисович Глазков (психолог консультант, администратор)

Нужна анонимная консультация? Пишите! Немного о себе. Мне 30 лет. В 2004 году с отличием окончил Серигиево-Посадский гуманитарный институт по специальности "Психолог. Преподаватель психологии." Основатель этого сайта. Консультирую, по большей части, по вопросам межличностных отношений. Женат. Есть дочь.

Похожие статьи

Одно Сообщение

  1. Дополнение. Виды травм
    Психологические травмы нарушают нормативную организацию психики и могут ее вводить в пограничные или клинические состояния. На пограничном уровне могут появляться как временные ощущения дискомфорта, так и устойчивые состояния с наличием измененных образований, которые ослабляют иммунитет, работоспособность и адаптивные способности мышления. Длящиеся травмировании, массированные (катострофические) травмы, внезапные и острые могут приводить к клиническим состояниям, при которых появившиеся измененные состояния (посттравматический эффект с обоснованием) могут приносить вред здоровью, уход от соблюдения норм социальной жизни человека (социальный престиж, возможность самоутверждения, уважения окружающих и близких людей и т. п.); по интимно-личностным последствиям на биологически и личностно разрушительные, приводящие к психосоматическим заболеваниям, неврозам, реактивным состояниям. Разрушительная сила психической травмы зависит от индивидуальной значимости травмирующего события для человека, степени его психологической защищённости (силы духа) и устойчивости к ударам судьбы.
    В позитивистких теориях (нормативная психология, нормативный психоанализ и нормативный менеджмент – Н. В. Мигашкин) на основе тождества законов мышления и деятельности в типичности организации интеллекта, выделяются виды психологического травмирования. Типология интеллекта, как Целого образуется через взаимосвязь элементарных функций управления «организации (А), планирования (В) и контроля (С). Они организуют даже самые элементарные акты мышления и деятельности как части Целого. Виды психологического травмирования появляются когда человек акцентирует внимание только на одной функции:
    А – организаторы, как более энергичные, подвижные, эмоциональные на пограничном уровне остро (неадекватно) реагируют на боль, полученное неудовольствие, неисполнение желания. Поэтому громче говорят, чем окружение, эмоционально выражают протесты, конфликтуют с окружением.
    На клиническом уровне эти качества фиксируются как симптомы истерии, опасной для себя и окружения агрессии.
    В – ориентированные на предварительное планирование обладают проективным образным умом. Для проявления этих способностей необходимо время и уравновешенность. В реальности очень редко дают на это время и чаще торопят. Поэтому в мышлении и деятельности чаще ошибаются, замыкаются в себе и избегают ситуационного общения. На клиническом уровне наличие этих травм фиксируются как симптомы шизофрении, наличии устойчивых концепций измененного состояния.
    С – ориентированные на исполнение контрольной функции отличаются рациональным умом, умеют все подмечать и оптимизировать. В пограничных состояниях проявляют себя как «зануды», с тотальным контролем и наличием суперважных смыслов в мышлении и деятельности. На клиническом уровне травмы фиксируются как симптомы паранойи, повторение одних и тех же слов, движений, действий.
    На уровне типичного и индивидуального психологическое травмирование имеет сложную структуру. Возвращение нормы здоровья уже требует совместной помощи врача психотерапевта и психолога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»