Психологическая травма
Психологическая (душевная) травма, или психотравма — вред, нанесенный душевному здоровью человека неблагоприятными обстоятельствами или действиями людей. Погружение в душевное нездоровье по причинам, которые окружающими воспринимаются как уважительные.
Психологическая и психическая травма
Психическая травма — это повреждения (кем-то или чем-то) психики, приводящие к заметному нарушению ее нормального функционирования. При психологической травме нарушений функций психики — нет, у человека остаются возможности быть адекватным и успешно адаптироваться к среде. И если возникают экстремальные обстоятельства (пожар, потоп, землетрясение), на время этих событий все травмированные спасают себя с той же бодростью, что и не травмированные. Но как только эти события завершаются, травмированные вспоминают о своих проблемах и возвращаются в свое проблемное состояние. В случае новой игрушки ребенок увлечен позитивом, в случае психологической травмы человек увлечен своим негативом.
Критерии?
В медицинской литературе понятие психотравма отсутствует. Критериев нанесения психотравмы — нет. Возникновение любого сильного чувства негативного плана может быть интерпретировано как психотравма, нанесенная людьми или обстоятельствами. Соответственно практически любая Маша может обвинить какого-нибудь Васю в нанесении ей психотравмы, если после разговора с ним у нее испортилось настроение, тем более надолго. Ведь вред ее душевному здоровью — нанесен?
Признаки психотравмы
Четких критериев психотравмы нет, о признаках говорить можно.
Это:
• Наличие события, которое оценивается как сильный удар. Неожиданная потеря очень дорогого человека, изнасилование, для ребенка — неожиданный развод родителей (при наличии очень тесных эмоциональных связей с обоими). При этом — мудрые люди готовы ко всему, человек-ребенок готов устраивать искренние истерики из-за любой мелочи.
• Навязчивость воспоминаний. Человек, получивший психотравму вновь и вновь возвращается к пережитому, не может об этом не думать, это вспоминается снова и снова. Как следствие, все новые (да и прошлые события) видятся теперь сквозь призму негатива полученной травмы. При этом — люди, не знающие, чем себя занять, постоянно занимают себя воспоминаниями, для них это естественный образ жизни… А люди с привычкой к негативному мировосприятию все воспринимают через призма негатива без всяких психотравм.
• Вовлеченность. Человек не разделяет себя и ситуацию, которая привела к психотравме, не может от нее дистанцироваться, посмотреть на происшедшее спокойно, со стороны. Воспринимает все лично, думая о ситуации человек думает о себе и наоборот. Он словно слился с этой ситуацией. При этом — многие живут так постоянно, у них в принципе нет привычки рассматривать ситуацию, со стороны. Любую мелочь они будут воспринимать — лично.
• Серьезные затруднения в обычном душевном функционировании, остановка развития личности. При этом — развитие личности в принципе характеризует не многих, а склонных переживать по любому поводу (переживать так, что "все из рук валится" — всегда достаточно.
• Склонность реализовывать жизненные сценарии, направленные на саморазрушение (склонность к суициду, алкоголизм, наркотики, тяга к правонарушительным действиям). Таких людей вообще достаточно по жизни, и без всяких психотравм.
Кому и зачем это надо?
До 80-х годов никто о психотравмах не знал и не говорил, психотравм никто не боялся. С развитием кризисной психологии понятие "психотравма" стало популярным, психотравмами детей теперь пугают родителей, смышленые дети и сообразительные родители угрозой возможной психотравмы активно манипулируют. У нас в классе уже у всех есть мобильники! Если ты не купишь мне мобильник, надо мной будут все смеяться, и у меня возникнет психотравма! Раньше говорили: "Пришел в дурном расположении духа", "Вернулся злой и расстроенный". Теперь говорят солиднее: "Осторожнее, у него психотравма!" Склонность к психотравмам и устойчивость к психотравмам Определенно, есть люди, предрасположенные к психотравмам, ведущие такой образ жизни, что на них психотравмы просто липнут. Это — человек-ребенок (человек, часто проявляющий черты детской позиции в мышлении, эмоциональных реакциях и поведении), еще чаще — переживательная личность (сложение особенностей невротика и человека-ребенка).
Дополнение. Виды травм
Психологические травмы нарушают нормативную организацию психики и могут ее вводить в пограничные или клинические состояния. На пограничном уровне могут появляться как временные ощущения дискомфорта, так и устойчивые состояния с наличием измененных образований, которые ослабляют иммунитет, работоспособность и адаптивные способности мышления. Длящиеся травмировании, массированные (катострофические) травмы, внезапные и острые могут приводить к клиническим состояниям, при которых появившиеся измененные состояния (посттравматический эффект с обоснованием) могут приносить вред здоровью, уход от соблюдения норм социальной жизни человека (социальный престиж, возможность самоутверждения, уважения окружающих и близких людей и т. п.); по интимно-личностным последствиям на биологически и личностно разрушительные, приводящие к психосоматическим заболеваниям, неврозам, реактивным состояниям. Разрушительная сила психической травмы зависит от индивидуальной значимости травмирующего события для человека, степени его психологической защищённости (силы духа) и устойчивости к ударам судьбы.
В позитивистких теориях (нормативная психология, нормативный психоанализ и нормативный менеджмент – Н. В. Мигашкин) на основе тождества законов мышления и деятельности в типичности организации интеллекта, выделяются виды психологического травмирования. Типология интеллекта, как Целого образуется через взаимосвязь элементарных функций управления «организации (А), планирования (В) и контроля (С). Они организуют даже самые элементарные акты мышления и деятельности как части Целого. Виды психологического травмирования появляются когда человек акцентирует внимание только на одной функции:
А – организаторы, как более энергичные, подвижные, эмоциональные на пограничном уровне остро (неадекватно) реагируют на боль, полученное неудовольствие, неисполнение желания. Поэтому громче говорят, чем окружение, эмоционально выражают протесты, конфликтуют с окружением.
На клиническом уровне эти качества фиксируются как симптомы истерии, опасной для себя и окружения агрессии.
В – ориентированные на предварительное планирование обладают проективным образным умом. Для проявления этих способностей необходимо время и уравновешенность. В реальности очень редко дают на это время и чаще торопят. Поэтому в мышлении и деятельности чаще ошибаются, замыкаются в себе и избегают ситуационного общения. На клиническом уровне наличие этих травм фиксируются как симптомы шизофрении, наличии устойчивых концепций измененного состояния.
С – ориентированные на исполнение контрольной функции отличаются рациональным умом, умеют все подмечать и оптимизировать. В пограничных состояниях проявляют себя как «зануды», с тотальным контролем и наличием суперважных смыслов в мышлении и деятельности. На клиническом уровне травмы фиксируются как симптомы паранойи, повторение одних и тех же слов, движений, действий.
На уровне типичного и индивидуального психологическое травмирование имеет сложную структуру. Возвращение нормы здоровья уже требует совместной помощи врача психотерапевта и психолога.