Статьи Олеси Савчук

Таинство выбора профессии

«…Профессиональная ориентация является неотъемлемой частью процесса профессионального развития, растянутого на много лет. И выбор профессии здесь является событием (узловым моментом в человеческой биографии), на котором профессиональное самоопределение не заканчивается. С точки зрения автора теории профессионального развития Д.Сьюпера, профессиональное развитие,  в сущности, состоит в разви­тии и реализации «Я»-концепции.  Важным является понимание того, что профессиональное самоопределение подростка является неотъемлемой составляющей его социальной компетентности.

 

Опираясь на традиционный треугольник профессий Е.А. Климова, можно отметить значимость трех векторов осознанности: Что я хочу от профессии? Что я могу (какими обладаю способностями и личностными качествами и как это соотносится с требованиями выбираемой профессии)? Какие профессии нужны (каков запрос на рынке труда)? Эти три вектора тесно между собой взаимосвязаны. Два из них не являются локальными, актуальными только для ситуации выбора профессии. Напротив, возможность ответить на эти два первых вопроса зависит от степени сформированности и целостности «Я» — концепции личности, встроенности в нее многих внутренних процессов.
Часто трудно бывает ответить на простой вопрос «что я хочу?», проще сказать, чего я не хочу. И это касается ситуации сейчас, а, чтобы выбрать профессию, которая будет еще и интересным делом, нужно не только хорошо знать свои потребности, но и уметь «видеть» связь себя сегодняшнего и себя будущего, т.е. иметь целостное представление о своем жизненном пути. Неумение прислушиваться к своим потребностям и определять свои цели приводит к тому, что человек проживает жизнь, выбирая из предложенных ею вариантов, наименьшее, так сказать, зло. И привыкает довольствоваться малым, теряя себя. Тогда вопрос «Что я могу?» доставляет немало трудностей, потому что Я сам, мои потребности не имеют значения, следовательно, нет причин для познания себя.
На чем же тогда может основываться выбор профессии? Он может состояться по разным причинам: рекомендация родителей, популярность профессии, возможность получения высоких доходов, «за компанию» и т.д. Но все они мало учитывают личность выбирающего субъекта, а, значит, в данном случае выбор похож на участие в лотерее по принципу повезет / не повезет. И здесь чрезвычайно высок риск «заключения» в профессию, с последующим многолетним «отбыванием» срока по месту работы.
В таком случае, информированность о мире профессий не гарантирует удачный выбор, а профессиональное развитие,  в сущности, состоит в разви­тии и реализации «Я»-концепции. Это обусловлено, в том числе, и тем, что при низком уровне самосознания человек не в состоянии воспринимать предлагаемую ему инфор­мацию.
Индикатором сформированности профессиональной зрелости я считаю наличие у подростка качества автономности.
Понятие «автономность» было заимствовано у  А.П. Чернявской. Она рассматривает его как «способность личности как мо­рального субъекта к самоопределению на основе собственного законодательства».
Для возникновения автономности необ­ходим определенный набор новообразований: ощущение своей независимости от родите­лей (в делах, мыслях, поступках);
— самодетерминация собственного поведения;
— ощущение своей независимости от окружающих (в делах, мыслях, поступках);
— умение определять свое поведение, исходя из собственной субъективности (потребностей, чувств, «Я»-концепции и др.).
Далеко не все подростки, приходящие на профориентацию, обладают автономностью. Справедливо можно отметить, что формирование автономности – задача тренингов личностного роста. Однако, не у всех подростков возникает осознание необходимости посещения таких тренингов. Возможно, это связано с защитной установкой: «у меня все в порядке». Тема же профориентации является вполне безопасной и даже необходимой. Она всем полезна и не свидетельствует о наличии каких-либо внутренних проблем. Тем не менее, неавтономный подросток не способен усвоить все опыты профориентационного консультирования и с большой степенью вероятности будет ждать от специалиста готового решения, которое, впрочем, вряд ли сделает его успешным в выбранной профессии. Поэтому для того, чтобы повысить эффективность нашей программы, нам видится необходимым введение блока занятий, создающих условия для формирования новообразований автономности.
Личностно зрелый подросток уже способен продуктивно анализировать разнообразную информацию о мире профессий…».

Автор: Савчук Олеся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»