Дефектология

Сенсорная алалия

При сенсорной алалии главным является нарушение восприятия и понимания речи (импрессивной стороны речи) при сохранном физическом слухе. Сенсорная алалия обусловлена поражением височных областей головного мозга левого полушария (центр Вернике).
Дети или совсем не понимают обращенной к ним речи, или понимают ее крайне ограниченно. При этом они адекватно реагируют на звуковые сигналы, могут различать после небольшой тренировки разные по характеру шумы (стук, скрежет, свист и т.п.). Вместе с тем дети испытывают большие трудности в определении направления звука.
У детей с сенсорной алалией отмечается явление эхолалии — автоматического повторения чужих слов. Чаще всего вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос.
В ряде случаев дети пытаются назвать предъявленные им предметы, картинки и в то же время неправильно выполняют просьбу дать (показать) эти же предметы или картинки.
Ведущим нарушением для этой редко встречающейся категории детей является нарушение фонематического слуха (восприятия фонем родного языка), проявляющееся в разной степени. Оно может обусловить полное неразличение речевых звуков, т.е. непонимание ребенком обращенной к нему речи, а в более легких случаях — затрудненное восприятие речевого материала на слух.
Недостаточность фонематического слуха может проявляться в том, что дети не различают слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу (дочка — бочка, мишка — миска, рак — лак), не улавливают разницу в грамматических формах.
Детей, страдающих сенсорной алалией, нередко смешивают со слабослышащими детьми и с сенсорными афазиками.
Следует избегать слишком категоричных выводов по поводу умственного развития ребенка с сенсорной алалией. Непонимание речевого задания и его невыполнение может быть ошибочно принято за интеллектуальную недостаточность. Поэтому в таких случаях целесообразно предложить ребенку выполнить практическое задание по образцу, например, построить башенку с заданным чередованием элементов с учетом их формы, цвета, размера или выложить из мозаики геометрическую фигуру. Важно при этом выяснить, как ребенок ориентируется в дидактическом материале, принимает ли он помощь взрослого, подражает ли другим детям.
Такого ребенка важно своевременно выявить и направить на консультацию к отоларингологу (в сурдоцентр) для исследования слуха объективными методами, а затем к психоневрологу и логопеду.
Несмотря на то что в практике случаи сенсорной алалии встречаются крайне редко, эти дети требуют к себе пристального внимания, так как только в соответствующих условиях и при длительной коррекции возможны частичная компенсация данного дефекта и подготовка ребенка к обучению в специальной школе для детей с нарушениями речи.
Литература
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. М., 1993.

Источник: https://www.defectolog.ru/articles/27/28/?x=1&theme=692

Сатарова Нина

Это о моем сыне Николае. В 4 года мы обследовались в сурдоцентре и в ЛОР НИИ. Нам поставили моторную алалию и имбицильность.К 10 годам он самостоятельно стал пытаться говорить и писать буквы . Все предыдущие года мы исправно ходили в группу необучаемых детей. Если у кого-то есть иллюзии по поводу обучения в спецсадиках и школах подобных детей — поспешите их развеять. Только индивидуальные занятия глаза в глаза дадут результат. И только десятилетнему ему поставили сенсорную алалию! Cпециалисту понятно, что время упущенно. Теперь мы занимаемся дома с логопедом, учимся слышать и проговаривать каждое слово, понимать значение вопросов: что делать? какой? и т. д. Это даже не сложно, это архисложно. Результаты по капле, но они есть. Сейчас Николаю 12 лет. За два года домашних занятий он научился говорить элементарные предложения,с ним стало возможно общаться словами и фразами. И это после его » птичьего языка «. Однако, поверьте, в спецучереждениях никто не будут заниматься с подобным ребенком. Просто нет такой методы. У меня четверо детей, потому ему хватает общения. Занятия платные, и заниматься можем себе позволить только раз в неделю. А если бы диагноз был поставлен своевременно?!!!

Дмитрий Борисович Глазков (психолог консультант, администратор)

Нужна анонимная консультация? Пишите! Немного о себе. Мне 30 лет. В 2004 году с отличием окончил Серигиево-Посадский гуманитарный институт по специальности "Психолог. Преподаватель психологии." Основатель этого сайта. Консультирую, по большей части, по вопросам межличностных отношений. Женат. Есть дочь.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»