Статьи по психологии

Дети — изгои

В классе моего сына есть хулиганская группировка, которая дразнит и высмеивает моего ребенка. Они обзываются на него нехорошими словами: «дурак», «тупица», «толстый» и так далее. Я считаю, что пока не надо вмешиваться. Мальчики должны сами разобраться», — так считала одна из мам, обратившихся в Центр «Взаимодействие» за психологической консультацией.

Распространенный миф о том, что дети должны сами решить конфликт между собой, часто является ошибочным. В том случае, когда ты один на один со своим обидчиком, третий действительно лишний. Совсем другое дело, когда ребенка травит группировка обнаглевших подростков или когда девочка имеет дело один на один с мальчиком в два раза сильнее ее. Здесь необходимо срочное вмешательство педагога, либо родителей, если учителя бездействуют. Иначе вы рискуете, что вашего ребенка изуродуют не только психологически, но и физически. Здесь действует простой закон физики. Дети — обидчики, как правило, намного превосходят своих жертв по физической силе.

Какие дети наиболее подвержены тому, чтобы стать изгоем в классе? Зарубежные психологи выделяют следующие психологические факторы риска: в первую очередь, это дети с физическими отклонениями в развитии. Дети — инвалиды с видимыми физическими дефектами, врожденными аномалиями, умственной отсталостью или хроническими психическими заболеваниями.

Такие дети могут стать не только изгоями в классе, но и быть обременительными для своих родителей. Родители, которые больше заботятся о том, как они и их ребенок выглядят в глазах окружающих, чем о самом ребенке, рассматривают его как символ собственного поврежденного самоотражения. Они могут пренебрегать психологическими потребностями ребенка: в любви, во внимании, в принятии, в защите и так далее.

Кроме того, дети могут способствовать насилию, как со стороны класса, так и со стороны учителей своей агрессивностью, гиперактивностью и импульсивностью. Такое поведение можно расценивать, как провоцирующее.

Дети — жертвы, как правило, обладают меньшей физической силой, чем обидчики. Они тревожны и неуверенны, более чувствительны и пассивны. Эти дети часто имеют симбиотические (слишком тесные) связи с родителями, обладают слабым социальным опытом и поддержкой.

Психологи выделяют некоторые поведенческие черты жертвы: подвергается высмеиванию, толчкам и пинкам, старается избегать драк, его вещи отнимают или уничтожают, приходит домой в порванной одежде, в царапинах и синяках, сверстники не принимают его в свои игры, с ним почти никто не дружит, старается держаться вблизи от учителя.

Если это портрет вашего ребенка, то у вас есть повод прояснить ситуацию в его школе и классе. Унижения, оскорбления, издевательства и высмеивание ребенка расцениваются психологами как психологическое насилие.

Родителям необходимо не только защищать и поддерживать своего ребенка, но и научить его быть более активным и защищать себя. В конечном итоге ваш ребенок должен научиться самостоятельно справляться с проблемами и в то же время он будет чувствовать защиту в своей семье. Нужно больше хвалить и поощрять его поступки, даже самые мелкие достижения. Тем самым вы будете повышать его самооценку и создавать ощущение успеха.

Если ваш ребенок обладает реальными физическими дефектами, важно, чтобы вы к этому спокойно относились. Дети прекрасно чувствуют состояние родителей и являются его индикаторами. В качестве примера можно привести две семьи: в одной девочка облысела в 6 лет, в другой мальчик и девочка облысели примерно в том же возрасте. В первой семье мать очень тревожная и гиперопекающая в течение семи лет таскала дочь по разным врачам, заставила ее сменить школу, потому что там девочку обзывали и высмеивали. В новой школе ситуация повторилась. У девочки — подростка сложился комплекс неполноценности. Она носит парик и скрывает проблему от одноклассников, вызывая тем самым к себе всеобщий интерес.

В другой семье мать быстро убедилась, что лечение у врачей не принесло ее детям ощутимых результатов, и оставила дальнейшие попытки, перестав при этом заострять внимание на этой проблеме. Если говорить более точно, она совершенно спокойно к этому относилась. В результате ее сын и дочь оба коротко стриженные, причем у девочки нет даже бровей, чувствуют себя прекрасно и в школе все давно привыкли к их виду.

Эти два случая иллюстрируют также степень детского интереса и любопытства ко всему необычному, их потребность все изучать и исследовать, узнавать истину. По этой причине девочке из одной семьи задавали разные нетактичные вопросы, а брату с сестрой из другой семьи вопросы быстро перестали задавать, так как тема была исчерпана.

Важно, чтобы ваш ребенок чувствовал, что вы действительно любите и принимаете его таким, какой он есть, что вы считаете его привлекательным. В силу своего эгоцентризма дети приписывают ошибки взрослых самим себе: «Если врачи так долго не могут меня вылечить, значит это я такой плохой», «Если отец пришел с работы и не поздоровался со мной, значит во мне что-то не так, я в чем-то провинился».

Когда ваш ребенок будет иметь достаточно высокую самооценку и уверенность в себе, его уже не заденут чужие оскорбления. В результате он будет игнорировать своих обидчиков и им будет уже не так интересно его дразнить.

Если вы решили разобраться с обидчиками, то вам необходимо не только серьезно с ними поговорить, но и выяснить ситуацию в их семьях. Обидчиками, как правило, становятся дети, которые хронически подвергаются насилию и пренебрежению либо со стороны группы сверстников, либо со стороны взрослых.

Так, ко мне на консультацию пришла мать вся в слезах: «Мой сын стал очень агрессивным, дерется в школе, хамит учителям, бьет брата. Я знаю причину — раньше я постоянно наказывала его ремнем, мне казалось, что так правильно его воспитывать. Теперь я боюсь, что из него вырастет преступник».

Действительно, если ничего не делать в этой ситуации, то из таких детей вырастают потом преступники. Здесь, как и в других случаях, когда дети становятся жертвами или обидчиками необходима серьезная работа психолога со всей семьей.

Насилие порождает насилие. В одной ситуации ребенок оказывается жертвой, в другой обидчиком. Обычно, обидчики получают удовольствие от своей роли, так как им наконец-то удается приобрести чувство силы и контроль над ситуацией.

Итак, вам необходимо быть внимательными к школьной жизни своих детей. Очень часто, ситуация «изгоя в классе» складывается не случайно, а является преувеличенным, как в кривом зеркале, отражением отношений царящих в семье.

Дмитрий Борисович Глазков (психолог консультант, администратор)

Нужна анонимная консультация? Пишите! Немного о себе. Мне 30 лет. В 2004 году с отличием окончил Серигиево-Посадский гуманитарный институт по специальности "Психолог. Преподаватель психологии." Основатель этого сайта. Консультирую, по большей части, по вопросам межличностных отношений. Женат. Есть дочь.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»