Книги и материалыПроблемы этничностиСтатьи Дмитрия Глазкова

Зависимость типа поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей от типа родительского отношения

Необходимость работы с проблемой этнических конфликтов в настоящее время приобрела исключительную актуальность. Она обусловлена нарастанием межэтнической напряженности как внутри страны (например, Россия – Чечня; Россия — Башкирия), так и на международном уровне (США – Ирак; Россия — Латвия). Причем зачастую наблюдается тенденция повышения уровня конфликтности представителей разных национальностей друг к другу у людей от 16 до 20, 22-х лет. В этом возрасте (от 15 – 16 лет) у многих молодых людей происходит отрыв от семьи, от привычного круга общения, который заметно расширяется и в который они входят со всеми установками и ценностями которые дала им семья.

Скачать Дипломную работу.

Объект исследования: тип отношений в семье и тип поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей. Предмет исследования: зависимость типа поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей от типа родительского отношения. Цель исследования: выявление зависимости типа поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей от типа межличностных отношений в семье. Задачами исследования являются: • Изучение проблемы межэтнических конфликтов; • Изучение особенностей межличностного отношения в семье; • оценка отношения реципиентов к представителям иных национальностей; • изучение типов родительского отношения в семьях; • исследование типа поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей членов семей разного типа родительского отношения; • выявление корреляции между типом родительского отношения и типом поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей. • Гипотеза: в семьях с деструктивным типом родительского отношения уровень конфликтности детей к представителям иных национальностей выше, чем в семьях с конструктивным типом родительского отношения. В основу исследования положены методологические подходы Теодора Адорно по вопросам значения детских переживаний в формировании личности, (Так, Т. В. Адорно, вслед теории З. Фрейда, выводит отношение к чужим группам из процесса социализации ребёнка в раннем детстве, в частности из амбивалентности эмоциональных отношений в семье: у человека, воспитанного в семье, где царят формальные, жестко регламентированные отношения, часть агрессивности выплёскивается на тех, с кем индивид себя не идентифицирует, т.е. на внешние группы. Заменителем ненавидимого отца часто становится еврей, отношение к которому проявляется как в предрассудках, так и в действиях, вплоть до геноцида), 2. подход К. Томаса к изучению конфликтов, а именно 2 аспекта их изучения: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, 3. Другой методологической основой нашего исследования, стала точка зрения на тип родительского отношения авторов теста «ОРО» А. Я. Варга и В. В. Столин. Они считают, что родительское отношение это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков, 4. Еще одним методологическим основанием исследования является возрастная периодизация развития человека Э. Эриксона. Для реализации задач исследования, нами был проведен Анализ научной литературы в направлении изучения межэтнических отношений, который показал, что существует большое количество определений понятия этнического конфликтаи его классификаций; Понятие «Этнический конфликт» рассматривается с различных позиций: • этнический конфликт рассматривается как любую форму конкуренции между социально – этническими общностями; • этнический конфликт рассматривается более конкретно, то есть подразумевают организованные политические действия, общественные движения, массовые беспорядки; • конфликт становится этническим, когда его субъектами становятся группы людей, отождествляющие себя друг с другом по этническим характеристикам. К. П. Настасюк предлагает следующую трактовку: «Социальный конфликт приобретает свойства этнического, когда его субъектами становятся группы людей, отождествляющие себя по этническим характеристикам… Этническая общность определяет сущность и динамику конфликта, когда этнические различия сознательно или неосознанно используются для того, чтобы охарактеризовать противостоящих действующих лиц в конфликтах». Это определение для нас наиболее интересно, так как оно охватывает психологический аспект при трактовке понятия «этнический конфликт», в нем учитываются и социальные установки, и наличие сознательного и бессознательного в продуцировании конфликтного поведения, и наличие у конфликтующих сторон национального самосознания как фактора способствующего этнической консолидации участников конфликта. Классификация Э. К.: По сфере проявления, По степени длительности, По субъектам конфликтного взаимодействия, По социальным последствиям, По предмету этнического конфликта, По целям, которые ставят перед собой вовлеченные в конфликт стороны. При рассмотрении Социально – психологические причин обострения отношений между социально — этническими общностями нами был сделан акцент на то, что основой межгрупповых конфликтов являются индивидуальные различия. Среди подходов, анализирующих индивидуальные различия в отношениях человека с другими группами, наиболее известна концепция "авторитарной личности" Т. Адорно (1903 – 1969).: В свете теории З. Фрейда, из которой исходили Адорно и его сотрудники, детские переживания имеют решающее значение в формировании личности. Так, Т. В. Адорно, вслед теории З. Фрейда, выводит отношение к чужим группам из процесса социализации ребёнка в раннем детстве, в частности из амбивалентности эмоциональных отношений в семье: у человека, воспитанного в семье, где царят формальные, жестко регламентированные отношения, часть агрессивности выплёскивается на тех, с кем индивид себя не идентифицирует, т.е. на внешние группы Социально – психологические особенности протекания этнических конфликтов: 1.Члены одной группы воспринимаются как более похожие друг на друга, чем они есть на самом деле. 2. Члены двух групп воспринимаются как более отличающиеся друг от друга, чем они есть на самом деле. Что касается Социально – психологических факторов, способствующих конструктивному разрешению этнических конфликтов нужно отметить следующее: в психологии существуют и разрабатываются весьма продуктивные методы профилактики межэтнических конфликтов. Но ученые, психологи, этнологи, социологи, могут работать в основном только со следствиями проблемы, причины которой, зачастую скрываются в семье. Точнее во внутрисемейных отношениях. И основную, возможно самую сложную работу предстоит проводить именно там. Важно культивировать в семейных взаимоотношениях позитивные, дружелюбные, демократические, в конце концов, формы взаимодействия членов семьи друг с другом, ведь у человека, выросшем в благоприятных, нетравмирующих психику условиях больше шансов, возможностей и средств к успешной адаптации к окружающему миру, к общению и взаимодействию с другими людьми. Исследованию особенностей типов родительских отношений и их влиянию на личность и психику ребенка и посвящена 2-ая теоретическая глава. Перед современными родителями стоят сложные и важные задачи. Они должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного типа его индивидуального воспитания. Именно в наше время так много возможностей обучаться и продвинуться в выработке собственного неповторимого типа, культуры семейного воспитания, ведь от этого во многом зависит какими будут отношения их детей с другими людьми, в том числе и иных национальностей: полных ненависти, агрессии и непонимания или же дружелюбия, доверия, эмпатии и равенства. Вывод: полученные в ходе анализа теоретической литературы данные позволяют прийти к заключению о возможной взаимосвязи типа родительского отношения к ребенку в семье и типах реагирования на конфликтную ситуацию. Этот вывод подкрепляется данными о влиянии типа родительского отношения к ребенку на общий уровень агрессивности личности, стиль ее межличностного взаимодействия, который продуцируется именно в семейном общении и взаимодействии. Данный вывод, в астности отвечает цели нашего исследования, а именно: выявление зависимости типа поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей от типа межличностных отношений в семье. Эмпирическое исследование проблемы влияния типа родительского отношения на уровень конфликтности детей к людям иных национальностей 3. 1. Подготовка и организация исследования Итак, теоретический анализ научной литературы по проблеме конфликтности в этнической показывает, что довольно часто основой агрессивного поведения и конфликтности становятся формальные, авторитарные отношения в семье. Дети, воспитанные в такой семье, конфликтуют со сверстниками, они не терпимы по отношению к людям иной, чем они национальности, часто проявляют девиантное поведение. В семьях же, где родительское отношение носит дружелюбный характер, поведение и общение детей с другими людьми, в том числе и иных национальностей, более адаптивно и неконфликтно. Цель исследования: изучение зависимости типа родительского отношения к ребенку и типа реагирования на конфликтную ситуацию с представителями иных национальностей. Гипотеза: в семьях с деструктивным типом родительского отношения уровень конфликтности детей к представителям иных национальностей выше, чем в семьях с конструктивным типом родительского отношения. Этапы исследлвания: предварительное социологическое исследование, основное исследование и обработка результатов исследования. Пердварительное социологическое исследование. С целью оценки отношения реципиентов к представителям иных национальностей нами было проведено социологическое исследование. Для этого нами была разработана анкета, заполнить которую предлагалось всем участникам исследования (см. Анкета №1, Приложение 2) Основной этап исследования. В связи с обширной сферой для исследования необходимо было использовать комплекс психодиагностических методик, каждая из которых выполняла определенную задачу: 1. Анкета, для фиксирования национальности родителей, так как исследовалось отношение русских к представителям иных национальностей. Анкета была предложена родителям и представляла собой ряд утверждений и варианты ответов на них (см. Анкета №2, приложение 3), 2. Методика диагностики родительского отношения, авторы А. Я. Варга и В. В. Столин. Методика «ОРО» была выбрана в связи с тем, что целью ставилось определение отношений родителей и детей на всем протяжении их взаимодействия, т.к. конфликтность, как личностная характеристика формируется на всем промежутке развития личности. Эта методика предлагалась для прохождения родителям, предварительно ознакомившись с инструкцией, которая заключалась в следующем: «Прочитайте утверждения и в случае согласия ответьте «да», в случае несогласия, ответьте «нет»» (см. Приложение 4), 3. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптированный вариант). Адаптация методики к целям исследования производилась за счет изменения контекста вопросов и инструкции. Реципиентам предлагалось, отвечая на вопросы по типу реагирования в конфликтных ситуациях ориентироваться на ситуации конфликтных взаимоотношений с представителями иных национальностей. (Например: утверждение: «Я стараюсь не задеть чувств другого», в неадаптированном варианте, у нас звучало как: «стараюсь не задеть чувств человека иной национальности», или «Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов» и «Я пытаюсь показать человеку иной национальности логику и преимущества моих взглядов»). Изменение контекста утверждений проводилось с целью проектирования атрибутивных связей с конфликтами в которых участвовали представители иной национальности. Инструкция предлагалась следующая: «Из каждой пары суждений выберите одно, наиболее подходящее для вас, помня о том, что все ситуации касаются конфликтов с представителями иных национальностей», методика предлагалась для прохождения родителями и детьми (см. Приложение 5), 4. Тест межличностных отношений Т. Лири, для исследования типа отношения с другими людьми. Методика предлагалась для заполнения родителям и детям. Инструкция была дана следующая: «Поставьте знак «+» напротив тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак «+» не ставьте)» (см. Приложение 6). Исследование строилось таким образом, что родители отвечали на все предложенные тесты (тест «ОРО», тест К. Томаса и тест Т. Лири) и анкету, дети отвечали только на два теста: тест К. Томаса и тест Т. Лири. В исследовании приняли участие семьи, возраст детей в которых составлял не менее 16 и не более 22 лет. Это ограничение было установлено нами не случайно, так как этот возрастной период часто характеризуется отрывом ребенка от родителей, прежнего круга общения его семьи и более тесным его взаимодействием с новыми людьми. В возрасте 16 лет ребенок, как правило, уже заканчивает какое либо среднее общеобразовательное учебное заведение и поступает в среднее специальное или высшее учебное заведение, что естественно ведет за собой расширение сферы взаимодействия и общения. В возрасте же 22 – х лет человек уже обычно заканчивает обучение, начиная активную профессиональную деятельность в трудовом коллективе, где собственно и проявляются его умение взаимодействовать с другими людьми, общаться и решать конфликтные ситуации. Именно поэтому, как нам кажется, нужно обратить внимание на эти возрастные периоды и исследовать уровень конфликтности этих людей и прогнозировании возможностей их адаптации. Участники исследования. Всего в исследовании участвовало 20 семей. Общая численность респондентов составила 61 человек. В исследовании приняли участие подростки из молодежного подросткового клуба «Прометей» (пос. Богородское, Сергиево-Посадского района), студенты 1-го и 5-го курсов Сергиево-Посадского Гуманитарного Института. Обработка и анализ результатов исследования Для обработки и анализа результатов исследования был проведен качественный анализ данных по всем методикам в каждой семье. Использовались методы обработки, предложенные авторами методик. Данные предварительного этапа исследования (анкетирование) показали следующие результаты: Исходя из представленных данных, можно сделать вывод о том, что 81% опрошенных интересуется культурой своего народа и 63% — историей и культурой других народов. 95% всех опрошенных знают наиболее характерные обычаи и традиции своего народа. Истинно народные традиции и обычаи не знают 30% респондентов. 44% из числа опрошенных имеют смутное представление о народных традициях, и 63% пытаются придерживаться обычаев своего народа. Парадоксальный вывод можно сделать на основании сравнения ответов респондентов всех групп на седьмое утверждение «Не придерживаетесь обычаев и традиций и не требуете этого от детей» и восьмое утверждение «Считаете, что соблюдать эти обычаи — дело выбора каждого человека». Что касается седьмого утверждения, то положительно на него ответили 34% (что и само по себе не много), но что самое интересное, с восьмым утверждением согласились 97% опрошенных, из чего можно сделать несколько парадоксальный вывод о том, что родители не всегда видят в собственных детях людей. Положением нерусских народностей в России интересуются 37% опрошенных. 46% считают, что нерусским следует освоить русскую культуру. Утверждение «Должны ли все лица нерусской национальности владеть русским языком» поддержали 66% респондентов и 76% считают, что введение русского языка в качестве обязательного предмета в школах национальных регионов – необходимо. Данные основного этапа исследования (с использованием методик К. Томаса, А. Я. Варга и В. В. Столина, Т. Лири) выявили интересные результаты, для обработки которых необходимо было провести полный качественный анализ данных по каждой семье отдельно. Интерпретация полученных данных. Подводя итоги первичного анализа полученных данных, мы можем сделать следующие выводы: 1. В семьях где оба родителя в воспитании детей склонны использовать авторитарную гиперсоциализацию или отвержение, отмечается высокий или средний уровень конфликтности как самих родителей, так и детей. 2. В семьях, где один родитель использует авторитарный тип отношений с ребенком (авторитарную гиперсоциализацию или отвержение), а другой демократический (принятие или кооперация) ребенок во взаимоотношениях с представителям иных национальностей более лабилен в реакциях и поведении. Мы можем предположить, что: а. Это зависит от того, с кем ребенок проводит больше времени и кто имеет на него большее влияние*, б. В семьях со смешанным типом воспитания (один родитель продуцирует агрессивный тип, другой – демократический), влияние родителей на ребенка неким образом уравновешивается, и негативное влияние типа отношений одного из родителей почти не сказывается на уровне конфликтности ребенка. 3. В семьях, где один/оба родителя склонны к авторитарному типу отношений к ребенку, а в отношениях с другими людьми в целом дружелюбны (и наоборот, то есть, агрессивны к другим людям, но демократично относятся к детям), уровень конфликтности детей оказывается не высоким (особенно во втором случае). 4. В семьях с одним родителем (без отца) тип родительского отношения матери оказывает влияние на ребенка более заметно, чем в семьях с двумя родителями. Так, в одной семье симбиотическая связь матери с ребенком, плюс позиция маленький неудачник, вызывают у ребенка позиции зависимости и приспособления в общении и взаимодействии с другими * По данным фонда «Общественное мнение» в 44% таким человеком является мать, влиянию отца отдано второе место – 31% и оба супруга – 15% — газета Московский Комсомолец № 091 (23.557) за 26 апреля 2004 года. людьми, в том числе и иных национальностей. В другом случае симбиотическая связь матери с ребенком, так же ведет к негативному поведению ребенка. В отношениях с другими людьми ребенок ведет себя агрессивно (подсознательное стремление к автоматизации). 5. В семьях с демократическим типом отношений обоих родителей (принятие или кооперация) агрессивных реакций детей по отношению к другим людям – не выявлено (за исключением двух случаев несколько агрессивного поведения детей, в возрасте 16 и 17 лет соответственно, что в известной степени объясняется особенностями данного возрастного периода, так называемого переходного возраста). Что бы мы могли убедиться в том, подтвердилась ли или нет наша гипотеза, а именно: в семьях с деструктивным типом семейных отношений уровень конфликтности детей к представителям иных национальностей выше, чем в семьях с конструктивным типом внутрисемейных отношений, прибегнем к одному из методов математической статистики для обработки полученных данных. По результатам анализа результатов исследования можно сделать следующие выводы: 1. При деструктивном типе детско-родительских отношений дети используют неконструктивную модель поведения в конфликтных ситуациях. 2. При конструктивном типе детско-родительских отношений в конфликтных ситуациях детьми используется конструктивный тип поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей. 3. При деструктивном типе взаимодействия детей с другими людьми в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей так же используются неконструктивные модели поведения. Таким образом гипотеза, выдвинутая в начале работы, а именно: в семьях с деструктивным типом родительских отношений уровень конфликтности детей к представителям иных национальностей выше, чем в семьях с конструктивным типом родительских отношений, полностью подтвердилась. Эмпирическое изучение влияния типа родительского отношения в семье на тип поведения детей в конфликтных ситуациях выделяет еще один аспект значимости семьи в становлении и развитии личности человека: тип родительского отношения определяет тип поведения детей с людьми в целом, что свидетельствует о роли семьи в создании психологических условий для развития таких личностных качеств как конструктивное общение, эмпатия, толерантность. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования как психологами, этнологами, конфликтологами, педагогами, в целях профилактики межэтнических конфликтов, которая должна включать работу с семьей в целом, так и самими родителями для построения конструктивного взаимодействия с детьми с целью предупреждения возможных коммуникативных и адаптационных проблем их детей с окружающими. (с) Глазков Дмитрий Борисович, 2007, Сергиев Посад.

Дмитрий Борисович Глазков (психолог консультант, администратор)

Нужна анонимная консультация? Пишите! Немного о себе. Мне 30 лет. В 2004 году с отличием окончил Серигиево-Посадский гуманитарный институт по специальности "Психолог. Преподаватель психологии." Основатель этого сайта. Консультирую, по большей части, по вопросам межличностных отношений. Женат. Есть дочь.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»