Статьи по психологии

Семья как естественный фактор воспитания

Особенности современной российской семьи.
Семья – это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Характеризуя современную российскую семью, можно выделить следующие основные ее особенности:
– преимущественное преобладание светских, гражданских браков:
– увеличение церковных браков.
– свобода заключения и расторжения брака:
– равноправие женщин и мужчин в браке:
– увеличение нуклеарных (бесплодных, не производящих детей) семей:
– в основном семьи одно-двухдетные: многодетными считаются семьи с тремя и более детьми, причем таких семей по статистическим данным всего 7 % Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс (физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, на семью оказывают влияние и средства массовой информации, и школа, и общественные организации, трудовые коллективы, друзья, литература и искусство. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. За редкими исключениями, роль семьи в формировании личности определяется прямой зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек. Семья и ребенок –зеркальное отражение друг друга. В современном российском обществе все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию – воспитание детей. Что ребенок может взять в полуразрушенной семье? Ведь хорошо известно, что именно в семье и через семью формируются его первичные представления, ценностные ориентации и социальные установки. В зрелом возрасте многие проблемы, которые естественно и просто разрешаются в семье, становятся непреодолимыми.

Причины неудовлетворительного воспитания детей
Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье следует отметить следующие:
1. Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей гратится не добывание средств к существованию.
2. Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенною нервного напряжения- стресса.
3. Двойная нагрузка на женщину в семье и на работу, и на семью.
4. Высокий процент разводов, являющихся следствием социально-бытовых и моральный причин. Развод — это всегда проблемы воспитания детей.
5. Бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Льготы по уходу за детьми имеет не семья, а женщина. Пока же законодательство закрепляет положение, при котором воспитание детей остается святой обязанностью женщины-матери. Объявленное законом равное право отца и матери в воспитание детей на практике нарушается.
6. Обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряженнее.
7. Увеличение разрыва между семьей и школой. Обычная общеобразовательная школа, вследствие многих причин ставшая непрестижной и малопривлекательной, почти устранилась от роли помощника семьи. А новые общественные институты хотя и появились, но еще не окрепли и не в состоянии оказать действенную помощь семье

Типология отношений между взрослыми и детьми в семье.
Несмотря на многообразие особенностей воспитания, можно выделить типичные отношения между взрослыми и детьми в семьях. Отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитание детей.
1). Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят, уважают их мнения, переживания, стараются тактично помочь. Родители развивают интересы детей. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Отношения родителей и детей характеризуются общей нравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях.
2). Отзывчивые семьи. Отношения между родителями и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Они растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными, часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими проблемами. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи могут нарушаться.
3). Материально-ориентированные семьи, где главное внимание уделяется материальному благополучия. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Духовный мир родителей и детей обеднен. В надежде предостеречь детей от опасностей, осчастливить их, обеспечить на будущее, родители фактически обрекают своих питомцев на неправомерные ограничения и даже страдания. И все же естественная привязанность, любовь остаются, и дети испытывают желание делиться успехами и огорчениями, зная. что родители остаются в душе их искренними доброжелателями.
4). Враждебные семьи. Детям здесь плохо, преобладает неуважение к ним, слежка, телесные наказания, они растут недружелюбными, скрытыми, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи.
5). Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временные пристанища для детей, которых здесь не ждали и не любят. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.

Содержание и методы семейного воспитания
Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составным компонентом содержания семейного воспитания являются известные направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, трудовое воспитание.
Методы воспитания детей в семье – это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на поведение детей. Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей, столько разновидностей методов. Методы очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание, и поэтому их методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых. Другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и, естественно, находят для этого соответствующие методы.
Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий.
1). Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, что более всего ценят в людях и т.д.
2). Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы.
3). Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их.
4). Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия вовсе не роскошь, а практическая необходимость.

Заключение
Типичной ошибкой во многих нынешних семьях, где дети педагогически запущенные, является стремление родителей как можно быстрее, одним махом перевоспитать их. Не менее типичной является ошибка, когда единственный у родителей ребенок захватывает в семье привилегированное положение. Ему все дозволяется, его желание немедленно исполняется. Еще одна ошибка, допускаемая родителями, – строгая, до жестокости, власть над детьми с раннего возраста. В детстве ребенок познает все виды наказания. За малейшую шалость его бьют, за недомыслие наказывают.
В 10-12 лет у детей начинается самая трудная пора – и для них самих, и для окружающих: они впервые начинают критически осмысливать окружающую их жизнь. В это время воспитатели должны быть особенно тактичны, терпеливы, мудры, стараясь предотвращать как детскую агрессию, так и депрессию, к которым равным образом склонен ребенок в подростковом возрасте.
Что же мешает наладить эффективное семейное воспитание? Во-первых, наследственность. Если сами родители имели проблемы в детстве, они должны быть готовы к тому, что эти проблемы повторятся и в их потомстве. Во-вторых, и это уже подвластно родителям, – изменяющиеся и постоянно усложняющиеся условия жизни. В жизни родителей не было многого из того, что появилось в жизни их детей. Отсюда и подавляющее большинство проблем. В-третьих, постоянно снижающаяся культура семейного воспитания, где низкая педагогическая культура родителей занимает лишь малую часть. Здесь и отход от народной педагогики, традиций и воспитания всем обществом.
Семья продолжает оставаться основным институтом социализации детей, несмотря на тo, что переход от одних общественно-экономических отношений к совершенно противоположным вызывает у многих родителей растерянность, неуверенность в своем

Литература
1. Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций. – М., 1998
2. Подласый И. И. Педагогика. – М., 1999
3. Селиванов B.C. Основы общей педагогики. – М., 2000
4. Стефановская Г.А. Педагогика: наука и искусство. – М., 1998
5. Харламов И.Ф. Педагогика. – Минск., 2000

Т. А. Пятковская

Дмитрий Борисович Глазков (психолог консультант, администратор)

Нужна анонимная консультация? Пишите! Немного о себе. Мне 30 лет. В 2004 году с отличием окончил Серигиево-Посадский гуманитарный институт по специальности "Психолог. Преподаватель психологии." Основатель этого сайта. Консультирую, по большей части, по вопросам межличностных отношений. Женат. Есть дочь.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»