Статьи по психологии

Экзистенциальный кризис – это может случиться с каждым.

 

Слово «экзистенциализм», знакомое многим по философии, происходит от латинского ex(s)istentia – существование, а само понятие экзистенциализма раскрывается как философия существования, обращающаяся к фундаментальным проблемам жизни человека – рождению, смерти, свободе, любви и т. д.

Аналогично этому, те направления в психологии, которые получили название экзистенциальной психологии или экзистенциальной психотерапии, фокусируют внимание на проблемах, берущих свое начало в самых фундаментальных основах человеческого существования. И. Ялом рассматривает четыре такие первичные проблемы – смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. Рассмотрим их подробнее.

Смерть. Наиболее очевидная, наиболее легко осознаваемая конечная данность. Сейчас мы существуем, но наступит день, когда мы перестанем существовать. Смерть придет, и от нее никуда не деться. Это ужасная правда, которая наполняет нас «смертельным» страхом. Говоря словами Спинозы: «Все сущее стремится продолжать свое существование». Противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить — это центральный экзистенциальный конфликт.

Свобода. Другая конечная данность, значительно менее очевидная. Обычно свобода представляется однозначно позитивным явлением. Не жаждет ли человек свободы и не стремится ли к ней на протяжении всей письменной истории человечества? Однако свобода как первичный принцип порождает ужас. В экзистенциальном смысле «свобода» — это отсутствие внешней структуры. Повседневная жизнь питает утешительную иллюзию, что мы приходим в хорошо организованную вселенную, устроенную по определенному плану (и такую же покидаем). На самом же деле человек несет полную ответственность за свой мир, иначе говоря, сам является его творцом. С этой точки зрения «свобода» подразумевает ужасающую вещь: мы не опираемся ни на какую почву, под нами ничто — пустота, бездна. Открытие этой пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почве и структуре. Это так же ключевой экзистенциальный конфликт.

Экзистенциальная изоляция. Это не изолированность от людей с порождаемым ею одиночеством и не внутренняя изоляция (от частей собственной личности). Это фундаментальная изоляция — и от других созданий, и от мира, скрывающаяся за всяким чувством изоляции. Сколь бы не были мы близки к кому-то, между нами всегда остается последняя непреодолимая пропасть. Каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покидать. Порождаемый экзистенциальный конфликт является конфликтом между сознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к большему целому.

Бессмысленность. Четвертая конечная данность существования. Мы должны умереть. Мы сами структурируем свою вселенную. Каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире — какой же тогда смысл в нашем существовании? Почему мы живем? Как нам жить? Если ничто изначально не предначертано — значит каждый из нас должен сам творить свой жизненный замысел. Но может ли это собственное творение быть достаточно прочным, чтобы выдержать нашу жизнь? Этот экзистенциальный конфликт порожден дилеммой, стоящей перед ищущим смысла человеком, брошенным в бессмысленный мир.

Проблема смерти, возможно, наиболее очевидная из всех названных, соотносится с ключевым экзистенциальным конфликтом между осознанием неизбежности смерти и желанием продолжать быть. В жизни человека могут возникнуть  ситуации, затрагивающие самые основы существования и обращающие его к проблемам жизни и смерти, свободы и ответственности, одиночества и отношений с этим миром, поиска и обретения смысла своего существования.  По сути это экзистенциальные кризисные ситуации. 

Они могут возникать как развитие психологического конфликта или кризиса человека, когда переживаемые им конфликтные проблемы его жизнедеятельности начинают затрагивать сами основы его существования, переходят, так сказать, в «экзистенциальное измерение». Например, неудовлетворенность работой обращает человека к проблеме смысла его жизни.

Возникновение психологических кризисов многими психологами связывается с нарушениями в самореализации личности, в ее полноценном функционировании, в ее самоактуализации. Так, например, кризис середины жизни (данное наименование весьма произвольно, так как реально его располагают в широком возрастном интервале от примерно 35 до 45 лет) также иногда называют кризисом смысла жизни именно потому, что он субъективно переживается прежде всего как потеря смысла, ощущение бессмысленности своей жизни, привычных занятий, целей и т. д. Человек начинает ощущать психологический, эмоциональный дискомфорт. Причем, поскольку он не имеет в его глазах ясного причинного объяснения, избавиться от него, обрести ощущение осмысленности своей жизни, увеличения возможностей самореализации он часто стремится через изменение своего жизненного пространства, каких-то жизненных обстоятельств (смена работы или профессии, появление новых интимных связей, разрушение семьи и т. д.). Иногда в конце концов убеждаясь в справедливости поговорки «от себя не уйдешь».

Другой возможный путь возникновения экзистенциального кризиса – это внешние события, которые, возможно, и неожиданно для человека, ставят его лицом к лицу с фундаментальными вопросами его жизни. Классическим примером такого рода ситуации являются переживания героя романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Андрея Болконского, возникающие у него под влиянием полученного ранения: острое желание жить, воспоминания детства, ощущение безразличия, сменяющие друг друга, вдруг рождают новое для Болконского чувство сострадания, близости, любви к окружающим, ко всем людям и новое понимание и осмысление жизни.

Экзистенциальные переживания всегда в той или иной мере затрагивают проблемы аутентичности существования человека – его потребности «быть честным с самим собой» и «жить своей жизнью». Ощущения нереализованности этого возникают у него тогда, когда он отказывается от каких-то возможностей своего существования, ограничивает их, позволяет другим управлять собой, смиряется перед неблагоприятными обстоятельствами и т. д.

А что это значит – «быть самим собой»?

Здесь позиции современных психологов во многом сходятся. Так, например, Р. Мэй, характеризуя здоровую, полноценно функционирующую личность, использует следующие понятия: духовность, когда природа человека не обусловлена бытийным пространством его существования; свобода личности как возможность реализации своего «Я», построения своих собственных «личностных моделей»; индивидуальность как возможность быть самим собой и принимать себя; социальная интегрированность как способность к адаптации, приспособлению к обществу, жизни в этом мире и взаимодействию с ним без потери своей индивидуальности.

Фактически любой из нас в жизненном пространстве своего существования постоянно так или иначе решает проблемы собственного места в этом мире, своей свободы и несвободы, осмысления происходящего и собственной жизни и т. д. Однако ощущаем мы «экзистенциальный пульс» этих проблем далеко не всегда, в основном под влиянием каких-то событий или обстоятельств. В особых случаях они могут порождать экзистенциальные кризисы – критические жизненные ситуации, фактически представляющие собой пусть кратковременное, но прерывание привычного потока жизни, восстановление которого в прежнем или измененном виде требует напряженной внутренней работы личности по их проживанию.

Ситуацию в преддверии кризиса можно представить в виде пружины, сжатой до такой степени, что любая причина, даже далекая от кризисной, может стать спусковым механизмом, запускающим вхождение в кризис.

Моментом наступления кризиса можно считать ситуацию, при которой человек уже не видит возможные варианты выхода, и ему необходимо отказываться от привычных стереотипов действия и мышления – его психика становится восприимчива к переоценке ценностей. «Разжимание пружины» — это высвобождение огромного количества направленной психической энергии, которая может как помочь благополучно выйти из этой ситуации обновленным, так и уйти в глубочайшую депрессию.

Выделены этапы вхождения в кризис. Сначала человек успешно противодействует стрессовым ситуациям. Проблемы решаются стандартными, привычными способами, на основании имеющегося алгоритма. Используются ранее приобретенные установки. Крайние полюса энергии находятся в состоянии баланса, отдых и напряжение сочетаются. Это продолжается до тех пор, пока ресурсов личности хватает для таких противостояний, или стресс по своей величине не такой сильный, чтобы «пошатнуть» человека. Если же баланс этих двух компонентов нарушен, наступает следующий этап.

Предкризисное состояние, во время которого нарастает ощущение дисбаланса чувств, ощущение страха, дискомфорта, фрустрации. Проблема стандартными способами уже не решается, что влечет за собой ощущение гнетущей безысходности. Происходит потеря гибкости мышления. Это этап осознания факта своей неспособности справиться с ситуацией и готовности принять помощь психотерапевта. Если человек решается обратиться к психологу, то его действия и ситуацию можно характеризовать, как затруднение в принятии решения, если же такого поступка не было с его стороны, то наступает следующий этап вхождения в кризис.

Непосредственно кризис, характеризующийся состоянием внутреннего противоречия, переживаемого как конфликт или разлад психических структур. Происходит потеря эмоциональной и рациональной организации; полная потеря ценностных ориентиров, которые позволяли человеку определять свою роль в обществе и давать оценку себе. Возможно депрессивно-суицидальное или делинквентное (антиобщественное) поведение, в зависимости от типа реагирования. Идет истощение психических ресурсов. А так же состояние страха перед неопределенным будущим, боязнь любых перемен. На этом этапе возможно оказание психологической помощи человеку, непосредственно находящемуся в кризисном состоянии.

Если процесс  терапии протекает нормально, то наступает следующий этап: возможности и перспективы. Он характеризуется тем, что на фоне нерешительности присутствует некоторое ощущение уверенности. Происходит постепенная прорисовка целей. Новые цели позволяют осознать новые перспективы. Появляется гибкость, позволяющая видеть новые варианты решения проблем, начинают формироваться новые установки. Данный этап работы направлен на выбор стратегии и принятия решения, что поможет успешно перейти на следующий этап.

Когда наступает расслабление и уверенность, то намечены пути выхода из ситуации. Найдена новая стратегия решения проблем. Наступает ощущения уверенности, стабилизируется настроение,  появляется чувство наполненности. Человек ощущает  уверенность в себе.

Конечно, каждый человек индивидуален, так же как и его чувства, переживания, мысли. И процессы, происходящие внутри, не обязательно протекают «по схеме». Важно вовремя обратиться за квалифицированной помощью психолога. Тогда при истинной мотивации изменить свою жизнь в лучшую сторону кризисное состояние можно преодолеть. Благодаря чему перед человеком откроются новые горизонты, появятся новые цели, произойдет переосмысление жизни и принятие себя.

Автор Романова Н.В.

 

Источники:

Пурло Е.Ю. Психологическое консультирование при экзистенциальном кризисе: проблемное поле / [Электронный ресурс] // Наукові конференції – (https://intkonf.org/purlo-eyu-psihologicheskoe-konsultirovanie-pri-ekzistentsialnom-krizise-problemnoe-pole/)

Франкл В. Основные понятия логотерапии / [Электронный ресурс] // Кафедра философии – (https://psylib.org.ua/books/franv01/index.htm)

Экзистенциальный кризис / [Электронный ресурс] // Психологическая энциклопедия – (https://enc-dic.com/enc_psy/JEkzistencialnyj-Krizis-30736.html)

Экзистенциальный кризис / [Электронный ресурс] // Психологос – (https://www.psychologos.ru/Экзистенциальный_кризис)

Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / [Электронный ресурс] // Танатогнозия – (https://tanat.info/biblioteka/psihologija-smerti/yekzistencialnaja-psihoterapija.html)

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»