Научные новости

Дети почти с рождения понимают, «кто в доме хозяин», считают ученые

Кто в доме хозяин?Ученые впервые обнаружили, что даже младенцы возрастом менее года понимают принципы силы и подчиненности, на которых основана социальная иерархия, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Science в пятницу.

Группа психологов под руководством Сьюзан Кэри (Susan Carey) из Гарвардского университета после ряда экспериментов пришла к выводу, что человек может быть от рождения «запрограммирован» на понимание разницы в силе между людьми, что помогает младенцу ориентироваться в устройстве общества.

Предыдущие работы на тему восприимчивости младенцев к происходящему вокруг, показали, что уже в 10 месяцев ребенок способен различать типы социальных взаимодействий между людьми и определять, имеет ли место конфликтная ситуация, помогают ли люди друг другу, или кто-либо пытается помешать своему конкуренту.

В своей работе Кэри и её коллеги провели новую серию экспериментов, чтобы выявить способность младенцев понимать проявления социального доминирования и подчиненности. В ходе эксперимента 144 младенца, возрастом от 8 до 16 месяцев, сидя на коленях у своих матерей, изучали события, которые разворачивались на экране монитора. Ученые с помощью мультипликационных фильмов моделировали конфликтные ситуации между людьми.

В качестве моделей выступали прямоугольные блоки, наделенные человеческими признаками — глазами и ртом — которые двигались по экрану из одного конца в другой. Использование простых фигур, а не изображений человека, по мнению ученых, позволило сконцентрировать внимание младенцев на сути происходящего, не отвлекая их второстепенными деталями.

Сначала по экрану слева направо продвигался большой блок, в следующем ролике ему навстречу выдвигался маленький, встречаясь в центре экрана, блоки останавливались друг напротив друга, моделируя социальный конфликт. Дальше ситуация могла развиваться двумя способами — вперед продвигался один из блоков, тогда как второй ему уступал.

Если уступал маленький блок, то после окончания ролика младенцы продолжали внимательно наблюдать за экраном еще около одной-двух секунд, после чего переключались на что-либо еще в комнате. Если же в конфликте побеждал маленький блок, то младенцы продолжали смотреть на экран ещё пять-десять секунд после окончания ролика.

Ученые полагают, что это является результатом неожиданного для младенцев исхода, когда доминирующий в конфликте объект уступает сопернику. Это подразумевает наличие каких-то дополнительных причин, которые дети и пытаются уловить, наблюдая за экраном дополнительное время.

Важность социального характера наблюдаемого младенцами конфликта ученые выявили в серии дополнительных экспериментов, когда блоков лишили человеческих атрибутов (глаз и рта). В этом случае разница во времени наблюдения в случае различных исходов исчезла. При этом эксперименты с младенцами 4-6 месяцев не давали аналогичных результатов. Ученые пришли к выводу, что способность различать доминирующую и подчиненную сторону в конфликте появляется у детей в возрасте 8-10 месяцев.

«Одной из основных задач науки о человеческом сознании является понимание истоков богатых возможностей мозга для построения абстрактных концепций наблюдаемых явлений. Определение исходного состояния, предметно-изобразительных способностей младенцев, является частью этой задачи. Наша работа показывает, что младенцы практически с рождения обладают возможностью абстрактно воспринимать проявления окружающего их социального мира», — приводит слова Кэри пресс-служба университета.

https://rian.ru/science/20110128/327374942.html

Дмитрий Борисович Глазков (психолог консультант, администратор)

Нужна анонимная консультация? Пишите! Немного о себе. Мне 30 лет. В 2004 году с отличием окончил Серигиево-Посадский гуманитарный институт по специальности "Психолог. Преподаватель психологии." Основатель этого сайта. Консультирую, по большей части, по вопросам межличностных отношений. Женат. Есть дочь.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»