Наш ребенокСтатьи по психологии

Дети – чтобы что?

Читая сборник рассказов американского юмориста Роберта Бенчли с отличным названием «Дети – чтобы что?», я наткнулся на такую фразу: «Множество родителей не способны выращивать детей после той стадии, когда они перестают пускать слюни; большинство сегодняшних социальных проблем – это вина родителей, которые покупают одежду на 10 лет мальчикам, которым уже исполнилось 14. Во всяком случае, я не вижу или почти не вижу, чтобы любые попытки воспитывать своих детей вели куда-нибудь кроме хаоса».

Вы прочитали то же самое, что я? Родители в любых обстоятельствах обрекают своих детей на состояние хаоса! Ну, положим, автор тут малость впадает в карикатуру, но он меня задевает, потому что воспитание – та тема, которая меня завораживает. Я постоянно пытаюсь понять, что нужно делать и чего не делать, чтобы хорошо воспитать своего ребенка. Воспитание никогда не было и никогда не будет точной наукой, иначе мы все были бы в ней Эйнштейнами! Все человечество прошло через детство, что в терминах опыта значимо, и однако, взросление каждого человеческого существа подвержено автономным и уникальным вариациям.

А что, если бы я сбил с пути истинного своего сына, сводив его на выставку Фрэнсиса Бэкона? А вдруг я должен позволять ему смотреть телевизор? А что, если скука разбудит его креативность? Должен ли я учить его английскому с детского сада? Должен ли я дать ему прочитать всего Шопенгауэра в 8 лет, чтобы у него было ясное представление о горечи? Должен ли я признаться ему, что пишу колонку в Psychologies и наблюдаю за ним без его ведома, чтобы найти вдохновение? В наши дни с детьми часто обращаются как с взрывчаткой. Их опекают, их занимают, к ним всегда проявляют повышенное внимание. Стоит только появиться свободному часу, и мы пытаемся придумать, что бы мы могли с ними поделать. Мы забываем о том, как прекрасна и добродетельна лень. Мы уговариваем себя, что богатое и разнообразное образование сделает из них гармоничных взрослых… но что мы об этом знаем? Возможно, если мы слишком много занимаемся ребенком, он станет апатичным и несамостоятельным? Где находится точка идеального равновесия между свободой и вмешательством?

А еще бывает так, что вопросы воспитания становятся полем боя между партнерами. «Ты должен ложиться спать в восемь вечера», – говорит мать. А отец тем временем идет на уступки: «Ты можешь немножко посмотреть фильм с нами». Где тут истина? Нигде! В семьях с детьми от разных браков все еще сложнее. Вероятно, есть дети, которые проживают несколько жизней, если говорить о воспитании. Наверняка у них есть несколько наборов правил, которые порой противоречат друг другу. Означает ли это, что они движутся прямой дорогой к шизофрении? Может быть и нет. Беспорядочное детство может создать хулигана или гения. И в этом есть чудесная неопределенность. В конце концов, как же прекрасно, что мы не можем до конца управлять детством. Благодаря этому мы все становимся неповторимыми взрослыми.

https://www.psychologies.ru/roditeli/teenagers/moy-syin-kak-vzryivchatka/

Дмитрий Глазков

Глазков Дмитрий Борисович, 35 лет, женат, есть дочь. Психолог, преподаватель психологии. Я работаю в основном по следующим темам: # межличностные отношения; # конфликты на межраcсовой почве; # интимные проблемы; # бессознательное;

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»