Проблемы этничности

Особенности этноконфессионального плюрализма в России (XVII-XVIII вв.)

В настоящее время особую актуальность приобрела проблема этноконфессионального и религиозного плюрализма, под которым понимается сосуществование различных религиозно-культурных традиций в одном историческом пространстве, а также непрерывное, свободное взаимодействие и передвижение религиозных представлений и идей. Для российских историков эта проблема имеет особое значение, так как одной из важнейших особенностей российской цивилизации является ее многоконфессиональный характер. Однако степень и особенности воздействия этноконфессионального плюрализма на российскую цивилизацию остаются не ясными. Именно поэтому существует настоятельная необходимость в изучении роли и места этноконфессионального плюрализма в историческом развитии российской цивилизации.

Становление этноконфессионального плюрализма в России было вызвано, конечно, особенностями ее пограничного географического положения. Как известно, Россия соприкасалась почти со всеми главными мировыми цивилизациями и частично собирала внутри себя, или даже вбирала в собственную историю и культуру самые разнообразные конфессии. В результате религиозно-культурные традиции древнеславянского язычества, православной Византии, католического Запада и мусульманского Востока причудливо сосуществовали уже в Древней Руси, на территории которой проживали представители самых разных конфессий. Правда, места их компактного проживания располагались преимущественно на окраинах государства. И взаимодействие между ними почти отсутствовало, а отдельные конфессии вообще вели замкнутое существование. Этому во многом способствовала и политика государственной власти, которая, с одной стороны поддерживала эту изоляцию, а, с другой, проводила по мере возможности обращение в православие, крещение и ассимиляцию1. Кроме того, следует учитывать необъятность территории и ограниченные технические средства, что также препятствовало межконфессиональным контактам. К этому стоит добавить и особенности средневековой культуры, в условиях которой религия была основным критерием «инаковости». Поэтому для христианской системы миросозерцания вообще характерно рассматривать представителей иной религии как язычников или еретиков. В контексте христианской концепции Другого не оставалось места для какой бы то ни было характеристики, кроме демонологической. Другой, стало быть, всегда воплощение греха и Сатаны2. В связи с этим не удивительно, что древнерусская культура в условиях религиозного многообразия, проявлявшегося в форме взаимонепроницаемого сосуществования вероисповеданий, сохраняла этноконфессиональную монолитность и единство. Чуждые элементы достаточно легко «ассимилировались» и теряли свою этноконфессиональную идентичность. Поэтому едва ли есть основания сомневаться в том, что в X-XVI вв. религиозно-культурное развитие российской цивилизации происходило под преимущественным влиянием православия, которое, впрочем, в той или иной мере могло подвергаться изменениям под влиянием древнеславянского язычества.

Религиозная ситуация в России изменилась лишь в XVII-ХVIII вв. На наш взгляд, в процессе развитии этноконфессионального плюрализма указанные столетия следует рассматривать в качестве отдельного периода, который характеризуется целым рядом важных особенностей.

В XVII-XVIII вв. в сфере религиозной жизни наблюдается дальнейшее увеличение численности неправославного населения. Во-первых, этому способствовал территориальный рост нашего государства. Так, в 1654 г. в состав Российского государства вошла Украина, которая представляла собой «сложное сплетение групп, классов, религиозных общин и военных формирований, обычаи, языки и функции которых сплетались в клубок»3. А освоение Сибири привело к росту численности языческого населения России. Во-вторых, это было связано с резко возросшим уровнем религиозного диссиденства, с отходом значительной части населения от Православной церкви. В России этот процесс отпочкования от православия был следствием раскола старообрядчества, который нанес сильнейший удар по единой и монолитной православной этноконфессиональной общности. В конечном итоге, это не только привело к возникновению новой многочисленной этноконфессиональной группы, но также породило большое количество мелких религиозно-мистических сект4. В-третьих, развитие этноконфессионального плюрализма было связано с увеличением численности приезжавших в Россию иностранцев, которые организовывали свою жизнь в Российском государстве как этнорелигиозные общины, поскольку важным событием в ходе социокультурной адаптации было строительство своего религиозного храма, становившегося центром общественной жизни иммигрантов. В свою очередь религиозные наставники играли важную роль как в сохранении ими этно-культурной идентичности, так и в их адаптации к российскому обществу и культуре.

Однако более важным считаем не рост численности «иноверцев», а те изменения, которые касались взаимоотношений между отдельными конфессиями. Дело в том, что именно в XVII в. в России появились очаги интенсивного межконфессионального взаимодействия, в которых русский человек оказался в неизвестной ему ранее ситуации религиозного выбора. В первую очередь такими очагами интенсивного межконфессионального взаимодействия стали города. Именно они представляли собой средоточие межэтнических контактов5. Примером тому – Москва, в которой в 1652 г. благодаря растущему притоку иностранцев из Западной Европы образовалась так называемая Немецкая слобода, где господствующим вероисповеданием был протестантизм6.

Что касается католиков, преобладавших среди иностранцев до середины XVII столетия, то в дальнейшем им «так и не удается, несмотря на все старания, добиться разрешения иметь в Москве свою церковь, по примеру давно разрешенных лютеранской и реформатской»7. Более благоприятная обстановка сложилась для католичества в период регентства царевны Софьи. В это время в Москве начала действовать миссия ордена иезуитов, приступившая к изданию книг на русском языке и открывшая школу, где стали обучаться не только дети иностранцев, но и русские. Одновременно в Москве складывается и первая католическая община, к которой принадлежали такие известные люди, как Палладий Роговский и Петр Артемьев8. После свержения Софьи верх взяла враждебная католичеству антизападная ориентация. Под давлением патриарха Иоакима государственная власть вынуждена была изгнать иезуитов из страны, диакона Петра Артемьева заточили в Соловецкий монастырь, а главу русских латинофилов – монаха и поэта Сильвестра Медведева казнили на Красной площади.

Также достоверно известно о функционировании в Москве в XVII в. компактных поселений татар в Крымском посольстве и в «иноземных» Татарской и Толмацкой слободах9.

Кроме того, небольшие колонии англичан, голландцев, немцев и шведов сформировались в Архангельске, Новгороде, Холмогорах, Вологде, Ярославле10.

Возникновение очагов межконфессионального общения, конечно, создавало более благоприятные условия для восприятия инославных религиозных верований. Например, в Москве в конце XVII в. сложился кружок Дмитрия Тверитинова, который, усвоив под влиянием своего двоюродного брата идеи протестантско-евангелического толка, стремился распространять их в княжеских и боярских домах, в городских рядах среди купцов11. Однако, несмотря на это, русское православное население в большинстве своем продолжало смотреть на «чужеземцев» с враждой и недоверием. «При каждом удобном случае вражда эта проявлялась самым недвусмысленным образом. Вдогонку иностранцам уличные мальчишки и взрослые посылали самые отборные ругательства… Заглянувшего в церковь иностранца – выталкивали в шею и подметали за ним пол»12. По словам Павла Алеппского, москвичи «считают чуждого по вере в высшей степени нечистым: никто из народа не смеет войти в жилище кого-нибудь из франкских (европейских) купцов, чтобы купить у него что-нибудь, но должен идти к нему в лавку на рынке; а то его сейчас же хватают с словами: ты пошел, чтобы сделаться франком»13. Православное духовенство также не скрывало своего раздражения против растущего влияния иностранцев. Именно его жалобы царю способствовали правительственным гонениям против иностранцев, которые сопровождались уничтожением протестантских церквей, а также указами, ограничивающими влияние иностранцев на местное население. Так, появление в Архангельске инославных приходов весьма озаботило архиепископа Афанасия, жаловавшегося царям Ивану и Петру на вредное влияние, оказываемое иностранными богослужениями на русских жителей города, которые «во время мольбы к их киркам приходят и пения их слушают». Православный архиепископ призывал правительство запретить всякое общение иноземцев с русскими14. Как правило, такие противоречия между светской и церковной властями, а также между частью православного населения и иноверцами приводили к выселению европейцев за пределы городской черты или к запретам иметь иностранцам русскую прислугу. При этом царское правительство стремилось таким образом сохранить иноземных специалистов, в знаниях которых нуждалось, в то время как православная церковь преследовала цель изолировать иноверцев и ослабить их «злокозненное» влияние на русское население15.

Однако остановить процесс плюрализации религиозной жизни было уже нельзя. С начала XVIII столетия еще больше открылись пути в Россию иностранцам, которые представляли самые разнообразные конфессии. Так, свободный въезд в Россию получили католики, которые имели теперь в обеих столицах свои храмы. Правда, их число было строго регламентировано: в Москве — 4, в Петербурге — 6. Кроме того, были открыты также католические храмы в Туле, Казани, Архангельске, Азове и других российских городах. Важным пунктом католической пропаганды на востоке стала Астрахань, в которую под предлогом проезда в Азию, приезжали почти ежегодно католические священники, построившие там костел для торговых людей разных европейских наций, остающихся в Астрахани16. В дальнейшем количество католиков в России резко возрастает в связи с присоединением польских территорий. Это привело к тому, что в царствование Екатерины II были даже основаны канонические структуры Католической Церкви в России17.

Значительные успехи переживает в XVIII в. и протестантизм. В царствование Петра I «протестантские кирхи в Москве были уже каменные; даже на заводах и фабриках в окрестностях Москвы были две таких кирхи; появились кирхи в Туле, Новгороде, Казани и Астрахани, где прежде были только протестантские общины с проповедниками, но без кирх. В Воронеже были две каменные кирхи, в которых проповедовали многоученые пасторы». При Анне Ивановне и в регентство Бирона влияние протестантизма еще более возросло. А в правление Екатерины II и ее двух ближайших преемниках в Россию переселилось с Запада много менонитов и гернгутеров, получивших большие земельные наделы в губерниях Екатеринославской, Таврической, Самарской и др. Впрочем, эти секты не вели пропаганды и отличались полной замкнутостью церковной и общественной жизни.

В процессе переселенческой политики возрастает численность армян, которые стали теперь одной из многочисленных этноконфессиональных групп. Армянская колонизация особенно усиливается во время Петра Великого, но выходит на качественно новую ступень в царствование Екатерины II, когда Армянская церковь навсегда заняла, по меньшей мере, равное место среди других «иностранных исповеданий» и на нее теперь стали распространяться те же права, которыми обладали прочие, неправославные, христиане18.

Кроме того, в XVIII в России складывается многочисленная иудейская община. Так, еще в мае 1764 г. по негласному распоряжению Екатерины II в Новороссии были размещены митавские купцы — Давид Леви, Моисей Арон, Израиль Лазарь и рабочий Яков Маркус, к которым заботливая императрица не преминула присоединить раввина Израиля Хаима и его помощника Натана Аврама из Бирзена, и даже «моэля» Лазаря Израиля, очевидно в видах устроения религиозных потребностей будущей еврейской общины. В 1769 г. Екатерины II в указе киевскому генерал-губернатору Воейкову уже официально разрешила евреям поселиться во вновь созданной Новороссийской губернии. А с 1772 г. в результате территориальных изменений Россия получила земли с прочно обосновавшимися на них многочисленными евреями, удельный вес которых в конце столетия составлял 1,4%19.

На подъеме было и мусульманство, поскольку российское правительство после неудавшейся насильственной христианизации вынуждено было идти на уступки мусульманам. В связи с этим важным представляется Указ 1773 г., который запрещал православному духовенству вмешиваться в дела ислама. Постепенно смягчались и меры наказания, предусмотренные за «совращение в ислам». Следствием этого не могло не быть увеличение численности мусульман20. Впрочем, удельный вес нехристианских конфессий все равно оставался небольшим и равнялся в начале XVIII в. 9 %, а в 1815 г. 6 %.

В XVIII в. важные изменения претерпевает и русское неправославное население России. Так, известно, что «в допетровской России старообрядчество вообще не имело правового статуса. Единицы отваживались открыто исповедовать старую веру перед властями…». Но в 1716 г. был издан указ о записи в раскол при условии двойного оклада, который «сформировал старообрядчество в том виде, в котором его застали академические путешественники во второй половине XVIII в. и этнографы XIX в. Текстуальное сообщество обросло социальной организацией»21. А сами старообрядцы восприняли указ как поощрение или скрытую рекомендацию. Одновременно с этим дальнейшее развитие получило народное сектантство. В частности росла численности сект, которые возникли еще в конце XVII в. К примеру, многочисленных приверженцев привлекла в свои ряды хлыстовщина. Имеются сведения о том, что в начале XVIII в. в Москве насчитывалось более 500 членов этой секты. Немало общин было и в провинции, особенно в Поволжье, откуда вышла хлыстовщина22. Кроме того, в 1740-1760-е гг. возникают скопческая и духоборческая секты в Тамбовской, Орловской, Калужской, Тульской, Екатеринославской губерниях23.

Таким образом, в XVIII в. этноконфессиональный состав российского населения стал еще более пестрым. Во многом это было следствием дальнейшего развития религиозного диссидентства, присоединения новых территорий, а также иммиграции различных этноконфессиональных меньшинств. Кроме того, рост этноконфессионального плюрализма был следствием правительственной деятельности, которая, впрочем, не отличалась последовательностью. Как нам представляется, межконфессиональному взаимодействию в немалой степени благоприятствовала усиливавшаяся в XVIII в. социальная мобильность. «Требования государства и служилых дворян-землевладельцев, а также необходимость материального обмена вызвали перемещение людей по стране, втянувшее в себя крепостных и государственных крестьян, горожан и другие категории и подклассы общества»24. В дальние поездки пускались купцы, служилые дворяне, которых переводили из одного полка в другой. «Растущая мобильность захватила не только высшие слои общества, но и множество лиц, принадлежавших к низшим классам и слоям населения»25. Особый интерес представляют передвижения «инородцев» в сторону центральных областей империи. В частности, сюда переселялось много украинцев, прибалтийских немцев, которые приносили в Россию не только свою культуру и язык, но также религию. Обычным явлением были иностранные путешественники, отношение к которым стало более терпимым. Они даже получили возможность посещать православные храмы и монастыри. Порой путешественники вступали в религиозные дискуссии. В XVIII в. иностранцы стали играть значительную роль и в дворянском воспитании, оказывая при этом серьезное воздействие на религиозные верования своих питомцев. В связи с этим заметим, что среди них встречались даже инославные священники. Как были настроены такие воспитатели и что они внушали своим воспитанникам совершенно ясно26. Со времени Синодского указа от 23 июня 1721 г. «О дозволении находящимся в Сибирской Губернии Шведским пленникам вступать в браки с православными, без перемены исповедуемой ими веры» широкое распространение получили и межконфессиональные браки. В данном случае светская и церковная власти, стремясь удержать в России опытных мастеров-иностранцев, пошли на нарушение одного из канонов православия, запрещавшего русской женщине выходить замуж за иноверца, если он не переменит веру. Но логика государственного прагматизма была не умолима и требовала пренебречь каноническим правом. При этом чтобы предотвратить возможное возмущение 18 августа того же года этот указ получил подробное библейское и богословское обоснование в особом Синодальном Послании. Результат не заставил себя ждать. Межконфессиональные браки постепенно становились обычным явлением российской жизни.

Итак, на протяжении XVII-XVIII вв. в России наблюдается интенсивное развитие этноконфессионального плюрализма. При этом в отличие от предшествовавшего периода, когда этноконфессиональный плюрализм характеризовался взаимонепроницаемым сосуществованием разных конфессий, в XVII-XVIII вв. возникает относительно свободное взаимодействие и передвижение религиозных представлений и идей, что, с одной стороны, подрывало конфессиональное единство российского общества, а, с другой, способствовало процессу секуляризации русской культуры.

___________________

Раев М. Понять дореволюционную Россию. Государство и общество в Российской Империи. London, 1990 С.25-26.

2 См.: Лучицкая С. И. Мусульманские идолы // Другие средние века. К 75-летию А. Я. Гуревича. М.; СПб., 1999. С.223.

3 Раев М. Понять дореволюционную Россию. Государство и общество в Российской Империи. С.30.

4 Подробнее см.: Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1994. Т.2. Ч.1.

5 Кантор А. М Духовный мир русского горожанина. М., 1999. С.41.

6 Ковригина В. А. Немецкая слобода Москвы и ее роль в русско-германских контактах первой половины XVIII века // Русские и немцы в XVIII веке: Встреча культур. М., 2000. С.189-202.

7 Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1995. Т.3. С. 107.

8 Известно, что у фаворита царевны Софьи В. В. Голицына были хорошие отношения с неким иезуитом Вота. Об этом см.: Толстой. С.112.

9 Хайретдинов Д. З. Мусульманская община Москвы в XIV – начале XX вв. Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2001. С.14.

10 Шаляпин С. О. Религиозная ситуация на Русском Севере в исторической ретроспективе (XIII-XIX вв.) // Религиозная жизнь Архангельского Севера: история и современность. Архангельск, 1997. С. 15.

11Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1994. Т.2. Ч.1. С.109-111.

12 Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1995. Т.3. С. 113.

13 Там же. С. 114.

14 Шаляпин С. О. Религиозная ситуация на Русском Севере в исторической ретроспективе. С. 16.

15 Ковригина В. А. Немецкая слобода Москвы и ее роль в русско-германских контактах первой половины XVIII века. С. 190.

16 Толстой Д. А. Римский католицизм в России. СПб., 1876-1877. Т. 1. С.137.

17 См.: Цимбаева Е. Н. Русский католицизм. Забытое прошлое российского либерализма. М., 1999. С. 36-37. Подробнее о влиянии католицизма в России XVII-XVIII вв. см.: Толстой Д. А. Римский католицизм в России. В 2 тт. СПб., 1876-1877; Морошкин М. Я. Иезуиты в России. В 2 тт. СПб., 1867-1868.

18 Вартанян В.Г. Армяно-григорианская церковь в конфессиональной политике России (последняя треть ХУШ – первая половина Х1Х вв.). Автор. … к.и.н. Ростов/Дон, 1999. С.16

19 См.: Дикий А. Евреи в России и в СССР. Исторический очерк. Новосибирск, 1994.

20 Абрашитова А. Р. Деятельность Оренбургского магометанского духовного собрания в 1789-1917 годах и его взаимоотношения с государственными органами власти. Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2001. С.21.

21 Лавров А. С. Колдовство и религия в России. 1700-1740 гг. М., 2000. С.64.

22 Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1994. Т.2. Ч.1 С.116.

23 Там же. С.116-118.

24 Раев М. Понять дореволюционную Россию. Государство и общество в Российской Империи. С. 89.

25 Там же. С. 90.

26 Пиксанов Н. К. Грибоедов и старое барство. М., 1926. С. 57.

Источник: https://64.233.183.104/search?q=cache:jzoSk48n9mEJ:e-lib.gasu.ru/konf/mak/arhiv/2002/12.doc+%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%BA%D0%B

Дмитрий Борисович Глазков (психолог консультант, администратор)

Нужна анонимная консультация? Пишите! Немного о себе. Мне 30 лет. В 2004 году с отличием окончил Серигиево-Посадский гуманитарный институт по специальности "Психолог. Преподаватель психологии." Основатель этого сайта. Консультирую, по большей части, по вопросам межличностных отношений. Женат. Есть дочь.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»