Эльтуиция — портал о психическом и физическом здоровье

Интернет-травля в школах

Преследования в сети Интернет одних людей другими, оскорбления, комментарии и сообщения, унижающие человеческое достоинство — все это является, увы, обычной практикой сегодняшних дней. Едва ли не каждый человек хотя бы несколько раз в жизни сталкивался с агрессией по отношению к себе в обычной жизни. То же самое происходит и в Сети: почти каждый пользователь Интернета, вне зависимости от своих убеждений, социальной активности, возраста и других факторов хотя бы один раз попадал под "прицел" какого-нибудь сетевого хама и агрессора. Российские пользователи даже придумали крылатое выражение, описывающее обыденность оскорблений в Интернете — цитировать не возьмемся, но суть этой фразы сводится к тому, что в Сети нужно постоянно быть готовым к тому, что тебя могут оскорбить ни за что.

 

Именно поэтому многие бывалые обитатели киберпространства зачастую перестают обращать внимание на проявления хамства, агрессии, ксенофобии, в том числе и направленные в их адрес — вырабатывается своеобразная защитная реакция, выражающаяся в равнодушии к выпадам такого рода. Оскорбили в социальной сети? Написали комментарий в блоге, содержащий нецензурные выражения? Мелочи жизни. Сущие пустяки. Не стоит обращать внимания и портить себе нервы.

К сожалению (или к счастью), равнодушное отношение к онлайн-агрессии появляется не у всех. Некоторые пользователи остро реагируют на негатив, с которым им приходится сталкиваться. И уж если взрослых людей могут в переносном смысле этого слова "подкосить" удары в свой адрес, то что же говорить о детях и подростках? Молодежь воспринимает всё — как плохое, так и хорошее — с чем им приходится сталкиваться, гораздо более эмоционально, чем взрослые. Зачастую даже невинные шутки выводят их из равновесия, а травля (в том числе и в Интернете) способна привести к трагедиям.

В 2006 году американская школьница 14 лет Меган Майер покончила с собой, повесившись в шкафу. Выяснилось, что девочка на протяжении нескольких недель общалась в социальной сети MySpace с матерью своей бывшей подруги — женщиной по имени Лори Дрю. Дрю создала на ресурсе поддельный профиль, представившись девочке 16-летним парнем по имени Джош из соседнего города. Она втерлась в доверие Меган, подружилась с ней, и на протяжении нескольких недель девочка-подросток и фальшивый "кавалер" регулярно общались. Затем Майер получила сообщение от "Джоша", суть которого сводилась к тому, что она — плохой человек, и мир был бы лучше, если бы её в нем не было. Впечатлительная девочка восприняла сообщение как руководство к действию, и покончила с собой. Эта трагедия всполошила весь цивилизованный мир: многие, казалось, впервые задумались о том, какими последствиями может обернуться онлайн-травля подростков.

Случались трагичные истории и в России. В ноябре 2007 года студент Санкт-Петербургского государственного университета Леонид Василевский жестоко и хладнокровно убил собственных родителей, подготовившись к преступлению заранее: приобретя оружие, спланировав время и место. Убийца был признан невменяемым, и по странному стечению обстоятельств незадолго до описываемых событий 19-летний парень стал объектом травли в Интернете — группа "шутников" издевалась над ним, оскорбляя, заводя фальшивые блоги от его имени, оставляя его контактные данные в онлайн-форумах. Некоторые склонны связывать трагедию с предшествовавшей травлей.

В 2009 году десятиклассница из города Култук Иркутской области бросилась под поезд, оставив предсмертную записку, в которой написала, что не видит смысла жить. Она не расставалась с мобильным телефоном и много времени проводила в Интернете. Это заставило родителей предположить, что кто-то из виртуальных знакомых мог подтолкнуть девочку к совершенному ей поступку. Спустя несколько месяцев, в июле 2009 года, под поезд бросилась ещё одна юная жительница Култука — 16-летняя Дарья Протасова. А в 2008 году 14-летний мальчик из Удмуртии повесился после того, как родители отказались оплачивать доступ к Интернету.

Не стоит делать поспешных выводов, прочитав последние два абзаца. Безусловно, Интернет таит в себе не только потенциальные опасности, и не является воплощением зла на планете. Родителям несовершеннолетних пользователей не стоит бросаться перерезать провода, чтобы обезопасить своих чад. Сеть является полезным источником информации, удобным способом общения с людьми из самых разных уголков мира, хорошим место для проведения досуга. Но, для того, чтобы быть ближе к собственным детям, придти им на помощь в сложные для них моменты, следует понимать две очень важные вещи. Во-первых, дети и подростки зачастую не склонны рассказывать взрослым о своих бедах и неприятностях: родители погибшей Меган Майер узнали о том, что над дочерью издевались в Интернете, уже после того, как случилось непоправимое. Поэтому только доверие между родителями их детьми способно уберечь от потенциальных опасностей. Доверие во всем, а не только в том, что касается Сети.

Во-вторых, и это не менее важно: дети, увы, в жестоких историях травли зачастую являются не только жертвами, но и агрессорами. Признаемся себе честно: со времен выхода на экраны культового советского фильма "Чучело" мало что изменилось в лучшую сторону. Школьники продолжают "травить" неугодных им одноклассников, и зачастую ведут себя гораздо более жестоко, чем взрослые люди. Не потому, что дети хуже взрослых — просто они не отдают себе отчет в том, что их действия, будь то травля мальчика со странностями, месть ябеде или попытка "поставить на место" зазнавшуюся отличницу, могут привести к беде.

И понятие "беда" не ограничивается упомянутыми выше трагическими случаями. Результаты исследований психологов свидетельствуют о том, что унижения и проявления насилия со стороны сверстников наносят детям психологические травмы, сравнимые с последствиями любого другого вида насилия. Объектами травли со стороны одноклассников, как правило, становятся те дети, кто каким-то образом отличается от остальных. Иначе говоря, «грушей для битья» при определенном стечении обстоятельств может стать каждый — ведь все люди, как взрослые, так и дети, уникальны. Последствия обид в школе могут не проявиться сразу (простой, но ужасающий пример: большинство трагедий в американских учебных заведениях, когда учащиеся приносили в школу оружие и расстреливали одноклассников, предварялись случаями издевательств над будущими убийцами), но развить в детях комплексы, которые будут преследовать их на протяжении жизни.

Интернет в таких случаях является инструментом для проявления агрессии, который дети используют наравне с другими формами "пинков". Всего лишь инструментом (как кнопка на стуле или склеенные страницы школьного дневника) — но очень удобным, предоставляющим неограниченное количество возможностей.

Как на практике могут обижать ваших детей? Приведем несколько примеров.

1. Дети и подростки полюбили пользоваться социальными сетями. Эти площадки являются очень удобными и для проявления талантов в травле других людей. Школьники могут писать объектам травли оскорбительные сообщения — как личные, так и в открытом доступе. Распространен метод создания фальшивых аккаунтов для травли — таким способом легче "замести следы" и не быть наказанными в том случае, если жертва решит кому-то пожаловаться. Порой школьники создают в социальных сетях группы, посвященные объектам травли, и обсуждают их в оскорбительном тоне, шутят, рисуют карикатуры (для пущего веселья "объектам" могут разослать приглашения в эти группы). Студенты одного из московских вузов создали в социальной сети "В Контакте" группу, в которой публикуют карикатуры (зачастую злобные, а не смешные) на преподавателей, тайком фотографируя их во время занятий или заимствуя изображения из открытых источников. Преподаватели относятся к такому странному проявлению творческих способностей спокойно, и группа "художников" продолжает свою "работу" не первый месяц. Но одно дело — взрослые и повидавшие немало педагоги, а другое дело — 15-летняя школьница, которую таким же способом (публикацией фотографий с уродливыми и оскорбительными комментариями) пытаются травить одноклассницы.

2. Если ребенок ведет блог, да ещё и опрометчиво публикует в нем личную информацию — это отдельный простор для оскорблений и унижений. Другие дети и подростки могут, выбрав жертву, писать ей оскорбительные комментарии к записям — причем как от своего имени, так и с помощью виртуальных личностей. Последнее особенно распространено: многие дети, да и взрослые, зачастую не догадываются, что при желании "виртуалов" очень легко вычислить.

3. Точно так же, открыто или с помощью виртуалов, детей могут атаковать в мессенджерах и по электронной почте. Причем, одно дело, если юному пользователю будут просто писать гадости — в ответ можно одним движением мышки заблокировать обидчика и никогда больше не читать сообщения от него. К сожалению, случаются издевательства гораздо более изощренные: например, кто-то может втереться в доверие к ребенку, начать с ним общаться и дружить, распрашивать про одноклассников (и говорить на другие волнующие темы), сочувствовать, а потом обнародовать доверенные тайны.

4. Наконец, одним из распространенных методов интернет-травли является создание фальшивых страниц в социальных сетях, блогхостингах, развлекательных ресурсах, сайтах знакомств или даже отдельных доменах от имени жертвы. Такие страницы, как правило, содержат искаженную информацию об источнике агрессии, зачастую оскорбительную: упоминаются слабые стороны человека, за которые его, собственно, дразнят, приписываются несуществующие грехи, интересы, желания и черты характера. О таких страницах жертва до поры до времени может даже не знать: например, если кто-то «развлекается», общаясь от чужого имени на сайте знакомств с другими пользователями.

Вышеперечисленными случаями дело, конечно, не ограничивается – мы лишь хотели наглядно продемонстрировать, что, если кто-то решил поиздеваться над ребенком в Интернете, возможностей у него огромное количество. И как отреагирует на это объект травли – заранее предугадать сложно.

Но важно понимать одну простую истину, уже упоминавшуюся выше: объектом травли в Сети может стать любой ребенок, в том числе и ваш сын или дочь. Даже если ваш сын – отличник, спортсмен, силач и любимец одноклассников (зачастую над детьми издеваются, тайком или открыто, из зависти). Более того, многие дети при определенном стечении обстоятельств могут стать теми самыми агрессорами, издевающимися над другими детьми. Даже если эти дети – добрые, тихие, и, по мнению взрослых, ни разу даже мухи не обидели.

Как уберечь ребенка от проявлений агрессии в его адрес в Сети?

Во-первых, стоит рассказать ему про элементарные правила онлайн-безопасности: о том, что не стоит регистрироваться во «взрослых» социальных сетях (не факт, что он вас послушает, но знать о том, что рискует, будет), о том, что нельзя беспечно относиться к паролям и другим настройкам безопасности, отдавать свои пароли кому-то постороннему (даже хорошо знакомому человеку). Кроме того, важно объяснить ребенку, что публикация в Интернете личной информации о себе и своей семье может спровоцировать агрессоров. Не обязательно тех, кто начнет ребенка травить – в Сети немало других опасностей, в том числе мошенников и извращенцев.

И, наконец, самое главное: только общаясь с ребенком доверительно, проявляя уважение к его делам и интерес, родители могут надеяться на то, что дети расскажут им о своих проблемах, в случае, если станут объектами травли. Зачастую, увы, жертвам агрессии даже не приходит в голову делиться, так как они уверены, что их беды никому не интересны.

https://www.saferunet.ru/huliganam_net/anatomiya_kiberunijeniya/index.php?ELEMENT_ID=714

Exit mobile version