Азбука психологической безопасности

ЗАВИСТЬ

Слово «зависть» совершенно не зря родственно слову «видеть». Завидующий, как правило, судит только на основании того, что видно «невооруженным глазом» – не заглядывая (чаще не желая заглядывать) вглубь…

Прежде всего – откуда берется зависть?
Было интересное замечание – что зависть якобы сродни ревности… Верно: в той части, что зависть – чувство столь же «животно-примативное» и столь же иерархичное.
Прежде чем это пояснять, еще две предварительных ремарки:
во-первых, слово «зависть» совершенно не зря, ИМХО, «родственно» слову «видеть». Завидующий, как правило, на самом деле оценивает «обстановку для зависти» только на основании того, что видно «невооруженным глазом» – не заглядывая (чаще не желая заглядывать) вглубь – чего это на самом деле «везунчику» стоило.
Во-вторых, следовательно, завидующий считает, что человеку «просто повезло». А ему самому, соответственно, нет. Обидно!
И наконец в третьих, про иерархическую основу: зависть возникает там, где ощущается, скажем так, «потенциальный риск того, что некто возьмет над вами НЕСАНКЦИОНИРОВАННУЮ власть».

Чаще зависть испытывается по отношению к тому, кто стоит с вами «на одной иерархической ступени» – к «человеку из своего круга, из своего социума, к, скажем так, сравнительной с собой величине» (ведь что бы ни говорили, именно из-за потребности как-то «оценить себя в социуме и найти в нем свое место» возникает подобное сравнение – вот почему завистью чаще страдают эпилептоиды).
И при поиске своего места, своей ступеньки в окружающем социуме человеку вдруг кажется, что «я и вот мой сосед, к примеру, люди совершенно одного плана и одного уровня; но почему у меня всего этого нет, а у него есть? За что это ему такие блага – возможно, еще и где-то за мой счет?»

Деструктивность зависти во многом – оттого, что как и у ревности, ее основная базовая эмоция – СТРАХ. Страх чего? А того, что тот, кто с тобой «на одном уровне», вдруг получил в свое распоряжение нечто «повышающее его общественный ранг»: квартиру, машину, дачу, работу в престижном месте… Да все, что по мнению самого завидующего (а то и по бессознательному ощущению), делает «этого везунчика» на ступеньку-другую выше его самого: так сказать, «внешние, формальные атрибуты власти». Но теперь якобы (опять же больше на основе бессознательных ощущений) есть вероятность, что везунчик на основе этого начнет завидующим командовать, манипулировать, властвовать – когда причинно-следственной связи для такой власти вроде бы изначально и нет!

И если ревность – это страх потери уже имеющейся власти, то зависть – это страх того, что власть над завидующим проявится «не там, где она должна быть»; что «повышение по рангу» будет распределено «несправедливо» и есть опасность вдруг ни с того ни с сего самому угодить в омеги.
Продолжая эту мысль о «страхе стать ниже кого-то по рангу» – у животных так же никто не завидует вожаку стаи, а основные стычки за те или иные «блага» идут как правило между особями одного ранга – когда одному из них что-то досталось, а другим нет. Чаще всего остальные накидываются на несчастного и это что-то отнимают 🙂 Потому что якобы этот «везунчик» завладел этим благом (и тем вроде бы повысил свой ранг) незаслуженно!

…Конечно, если вернуться к разговору о людях — при желании можно задуматься и над тем, какой ценой достался «везунчику» успех, достижение, благосостояние; и что самому можно сделать для такого же результата; или же все взвесив, отказаться от таких достижений, если они для вас слишком дороги — ведь и вправду часто «хорошо там, где нас нет»… Но не всегда это возможно для завидующего – ибо зависть, как опять же и ревность, и месть, и иные чувства, имеющие глубокие этологические корни, чаще всего «не поддается интеллектуальному анализу», она эмоциональна. И самое главное – у многих чуть ли не «профессиональных завистников» (верно, чаще всего из группы 2.1. с тяготением к 1.2.) стоит чуть ли не предсознательная блокировка такого анализа: «А вот не буду думать, какой ценой ему все это досталось: мне приятнее полагать, что это на него свалилось просто так! А значит, и на меня могло свалиться; и он виноват уж тем, что ему повезло, а мне нет, хотя я ничем его не хуже!»

И вот тут – основное отличие «черной зависти» от «белой». Можно так сказать, что «белая зависть – это зависть с примесью интеллекта. Человек хотя бы анализирует, кому есть смысл завидовать, а кому нет; и главное, позавидовав чужому успеху, он уже строит планы, что бы ему такого сделать для того, чтобы такой же успех получить. А если уж говорить об «изначальной, черной зависти» – она никак не конструктивна и даже разрушительна; поскольку совершенно верно то, что она не дает человеку стимула что-то делать самому. Зачем, если тот, кто этого всего достиг, такой же, как и я, и ему просто все на голову свалилось?

Возьмем хотя бы пример «зависти по внешнему признаку»: дама, «склонная к полноте» (и при этом уверенная, что ценность и «ранговость» женщины только в количестве вокруг нее мужчин, а количество напрямую зависит от наличия модной фигуры) бешено завидует даме высокой и тонкой. Зависть тут возникает потому, что в конце концов высокая и тонкая дама в глазах «нетонкой» выглядит как «самка более высокого ранга». Точнее, наша героиня полагает, что более высоким рангом тонкую даму по отношению к нетонкой безусловно наделяют те же мужчины (причем ВСЕ), наличие которых в свою очередь определяет «иерархическое место женщины в обществе». Никаких других способов «получить более высокий ранг» – скажем, проявить интеллект, житейскую иди деловую хватку, хозяйственные таланты – наша «нетонкая дама» не рассматривает: по ЕЕ глубокому убеждению (или опять же по бессознательному ощущению) , кто тоньше (и у кого поэтому мужчин больше), тот и рангом выше. А больше никаких способов «повыситься» для женщины якобы нет. Вот и возникает ощущение буквально УГРОЗЫ: «Оттого что она такая, а я не такая – хотя она ничем не лучше меня! – у нее мужчин будет больше, чем у меня; значит, она меня задавит иерархически, хотя сама ничем меня не лучше. Да эта тощая еще и ест за троих, а тут приходится на диете сидеть…»

И при этом «нетонкая дама» будет завидовать чаше всего той «тонкой», которая живет с ней в одном доме, работает в одном учреждении и т.п. – мол, мы с тобой равные, но вот тебе повезло внешне быть лучше меня!.. Топ-моделям, как правило, такая дама не завидует 🙂
Хотя нет, может завидовать и топ-моделям – в том случае, если сама в глубине души полагает, что она «и этих ничем не хуже, и тоже бы так могла, если б ей так же с фигурой повезло!» Многие могут завидовать и той же Алле Пугачевой, так же полагая, что «на самом-то деле я ничем той же Пугачевой изначально не хуже, и если б мне так же подфартило, я бы тоже так петь могла…» Вот, кстати, и ответ, почему такая зависть не дает стимула чего-то достигать самому: «зачем еще вкалывать как Пугачева, если я уже и так не хуже Пугачевой?! Теперь осталось лишь дождаться, чтоб повезло…»

… Зависть как общественное явление чаще встречается в тех социумах, где, во-первых, «в цене» те самые ранговые отношения; а во-вторых, зависть естественно формируется в социумах, где сам человек, с помощью своих трудозатрат, ничего добиться не может в силу общественного устройства: «Ты хоть лоб себе разбей, а не выбьешь двух рублей». Иными словами, когда человек, что бы он ни делал, на свой общественный «ранг» повлиять не может. Когда те же квартиры «дают», прочие блага «распределяют» и т.п. Неудивительно, что в нашем социалистическом обществе зависть расцветала очень пышно, как среди взрослых, так и особенно среди подростков.
Когда же появляются хоть какие-то возможности «прорваться самому», тогда и зависти становится куда меньше – потому что многие распознают в новых условиях ее неконструктивность. И застревают в зависти в таких условиях только те, кто не хочет или «думает, что не может» что-то предпринять самостоятельно, с помощью собственных усилий.

Зависть у детей – в общем та же самая система, только с учетом того, что детское общество, детский коллектив в той же семье – априори не позволяет ничего изменить самим детям в той иерархии, которую создает родитель. Например, приехал папа из командировки, всем своим детям привез подарки. И оказывается, что у одного ребенка подарок «более высокоранговый», чем у других! (прежде всего по мнению детей). И тогда начинается зависть, провоцируемая тем, что самостоятельно дети ничего в создавшейся «табели о рангах» изменить не могут.
Как-то по телевизору чуть ли не в каком-то сериале промелькнул сюжет, как папа привозил детям из города в подарок обычные детские кружки, но с разными рисунками: танк, самолет, трактор… и вот получив подарок, дети начинали «меряться»: «А мой танк сильнее твоего трактора… А мой самолет сильнее твоего танка…» То есть у кого картинка «круче» – тот и самый сильный, тот в данной детской структуре и выше всех.

И когда ребенку позволено «определять свое место» только так – он невольно станет завистником. Особенно если ему опять же не рассказывают о том, что для получения вещи требуется еще и какой-то труд вложить, и что одежда покупается, если она будет стоить приемлемую сумму. Правда, джинсы давно уже не «символ власти», но какая-то дорогая игрушка, которую ребенку дали родители – в детском коллективе вполне может претендовать на такой символ.
Конечно, можно ребенку не создавать потребности самоутверждаться только с помощью «имущества», обучив его другим, более конструктивным способам: но для этого подобные способы должны быть известны родителям. А в собственной семье среди нескольких детей логично вообще не создавать потребности «меряться рангами и воевать за иерархию», изначально устанавливая, что «каждый ребенок уникален и никто никого не выше и не ниже» . В таких условиях ребенка вполне можно предупредить и о том, что зависть по отношению к тому, КОМУ завидуют – чувство нередко тоже деструктивное и даже опасное. Поэтому лучше ее не провоцировать, и свою слишком дорогую игрушку лучше в садик не носить, свой мобильный телефон в школе лучше прятать, и не хвастаться такими вещами в том смысле, что «а вот у меня что есть, и тем я лучше вас!»

Вообще можно сказать. что зависть у ребенка появляется не только от строгости и не только от «блюдечка с каемочкой», но от всего этого ВМЕСТЕ: «Мы с тобой строги, поэтому свою иерархическую значимость ты можешь получить только в зависимости от того, что МЫ тебе дадим (если ты нам угодишь), но при этом МЫ будем тебе давать все на блюдечке, поэтому тебе самому можно и не напрягаться и не учиться вкладывать свой труд.. »
И еще – детская зависть особенно остро вспыхивает там, где у детей появляется потребность социализации ( а умения самим повлиять на свое общественное положение еще нет). Так что не удивительно, что первые проявления зависти бывают, как правило, уже в детском саду 🙂

В авторитарных и неизменяемых условиях «вроде бы лучшее средство от зависти» – всем дарить строго одинаковые подарки (независимо от личных желаний и увлечений), покупать одинаковые вещи и т.п. То есть – уравниловка. Что мы и наблюдали ранее во всем государстве – по крайней мере призывы к этому.

А где еще распространена сильно выраженная зависть – в гареме (шутки шутками, а проявления зависти очень сильны везде, где женщина бесправна и находится только на иждивении и под властью мужчины). Говоря как-то о многоженстве, я обмолвился, что если среди «равных самок» какая-то ухитрилась забеременеть от господина и таким образом «неправедно повысить свой ранг» – то ей будет небезопасно оставлять своего ребенка на попечение своих «согаремниц». Если в данном социуме наличие ребенка от господина автоматически «повышает ранг этой жены», то другие жёны (которые, скажем, не забеременели потому, что до них не вовремя дошла или совсем не дошла и не скоро дойдет очередь на близость с господином — а сами повлиять на эту очередь они никак не могут, значит, им «не повезло»!) ребенка любыми способами уберут. От зависти. А вот «официально любимым женам», повышенным в ранге волеизъявлениями лично господина, как правило, не завидуют, хотя и это бывает – если есть основания предполагать, что «ее выбрали любимой женой случайно, и любая из нас могла бы быть на ее месте!»..

«Свободный» же мир дает какие-то собственные возможности. И вот там уже зависть как неконструктивная разрушительная эмоция может превращаться в соревновательный стимул с желанием что-то делать самому. Но опять же – не у всех. Те, кому в силу мотивации легче «принизить другого до себя, чем карабкаться к нему наверх самому», кому сложно вообще пользоваться логикой и что-то «осмыслять», у кого на это нет интеллектуальной и волевой возможности – те обречены на зависть, причем на «черную, бесстимульную», практически всегда.

И еще – «черная зависть» деструктивна не только для самой личности (тем, что не дает стимула что-то делать самому), но и для общества. Представьте, — один человек позавидовал другому, что у того есть какая-то вещь, и стал у него эту вещь отнимать. Они подрались и в пылу драки пресловутую вещь порвали, разбили и т.п. Теперь ни у одного, ни у другого ничего нет. А если бы второй, увидев у первого понравившуюся вещь, решил бы «Пойду и заработаю на такую же или лучшую» – то в итоге появились бы две красивых дорогих вещи вместо одной, плюс еще дополнительный стимул работать (чтобы зарабатывать), проявлять какую-то конструктивную деятельность. Что нередко бывает еще и на благо общества.

Так что социуму для процветания кроме всего прочего нужно, чтобы в нем имелись возможности отдельной личности что-то получить, вложив свой труд. И тогда не будет смысла кому-то деструктивно завидовать!

Источник: https://www.naritsyn.ru/read/all/azbuka/zavist.htm

Новый адрес: https://www.naritsyn.ru/envy.htm

Дмитрий Борисович Глазков (психолог консультант, администратор)

Нужна анонимная консультация? Пишите! Немного о себе. Мне 30 лет. В 2004 году с отличием окончил Серигиево-Посадский гуманитарный институт по специальности "Психолог. Преподаватель психологии." Основатель этого сайта. Консультирую, по большей части, по вопросам межличностных отношений. Женат. Есть дочь.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»