Упражнения для психотренингов

Упражнение «Эпитафия»

Цель игрового упражнения — повысить у игроков готов­ность осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы, выделяя и логически связывая основные (ключевые) события собственной жизни.

Методика рассчитана на работу в круге. Количество уча­стников — от 8—10 до 15—20. Время проведения — от 25 до 40 минут. Процедура включает следующие основные этапы:

1. Участники рассаживаются в круг и ведущий “загадоч­ным голосом” рассказывает такую примерно притчу: “Го­ворят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надпи­си: » Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года…», или «Нугзар Гаприндашвили. Ро­дился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет…» Далее ведущий может спросить у группы: «Что, на Кавказе считать не умеют? Может, со смыслом делались эти припи­ски на могильных плитах? А с каким смыслом?». Смысл приписок в том, что таким образом односельчане оценивали насыщенность, и общую ценность жизни данного челове­ка». (Данный пример в несколько видоизмененном виде взят из книги Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. — Киев: Наукова думка, 1984. — 208 с., где авторы разводят время паспортное (физическое) и время психологическое, наполненное тем или иным смыслом. Авторами развивается также идея «событийного подхода» в планировании и оцени жизненных и профессиональных перспектив.)

2. Общая инструкция: “Сейчас мы совместными усили­ями составим рассказ о некотором человека, который в на­ше время (например, в 1995 году) закончил школу и стал жить дальше, прожив ровно до 75 лет. Каждый должен будет по очереди назвать важное событие в жизни данного чело­века — из этих-то событий и сложится его жизнь. Обращаю особое внимание на то, что события могут быть внешними (поступил туда-то, поработал там-то, сделал то-то…— по типу «комсомольско-молодежной биографии»), а могут быть и внутренними, связанными с глубокими размышле­ниями и переживаниями (например, некоторые люди стали великими, почти не выходя из своего дома…). Желательно предлагать события, соответствующие реальности (без всяких встреч с инопланетянами и прочими «веселыми ребя­тами-суперменами»…). В конце игры каждый попробует оценить, насколько удалась жизнь главного героя, насколь­ко она оказалось интересной и ценной: каждый как бы сде­лает приписку на могильной плите нашего главного героя, сколько же лет он прожил не по паспорту, а по-настоящему…).

3. Ведущий называет первое событие, например, “наш герои окончил среднюю школу с двумя тройками”. Далее, остальные игроки по очереди называют свои события. Ведущий должен проследить за тем, чтобы никто не подска­зывал и не мешал очередному участнику. Если участников игры мало (всего 6-8 человек), целесообразно пройтись по второму кругу, т.е. дать каждому участнику возмож­ность назвать и по второму событию.

4. Когда последний игрок называет свое событие, пред­полагается, что главный игрок умирает в 75 лет, согласно условию игры.

5. Ведущий предлагает всем немного подумать и по оче­реди, и пока без каких-либо комментариев, просто сказать, сколько лет можно было бы приписать на могильной плите героя…

6. Все по очереди называют свои варианты (лет, прожи­тых не напрасно…).

7. Далее ведущий предлагает прокомментировать на­званные годы тем игрокам, которые назвали наибольшее и наименьшее количество лет для главного герои. Здесь возможна небольшая дискуссия, в которой ведущему совсем не обязательно высказывать свою точку зрения (или хотя бы подождать с этим, дав возможность высказаться остальным участникам). Довольно часто, по нашему опыту, многие игроки оценивают судьбу первого героя не очень высоко, называя 20, 30, 45 и т.п. лет (а по паспорту — 75 лет!). Нередко группа высказывает желание “еще разок попробо­вать”. Но часто и после второго проигрывания (даже с не­сколько иным героем) получается не очень-то интересно. Обычно при втором проигрывании группа начинает излиш­не фантазировать и многие, потом сами заявляют, что “все это не похоже на правду — чушь какая-то (или «…мрак какой-то»)…”. Таким образом, построить интересную жизнь даже в воображении оказывается совсем непросто.

8. Завершить игру можно напоминанием о том, что со­бытия бывают внешние и внутренние (нередко игра получа­ется неинтересной как раз потому, что называются в основном внешние события, и жизнь оказывается похожей на биографию для отдела кадров…). Ведущий предлагает каждому по очереди назвать какое-нибудь действительно интересное и достойное событие, которое могло бы украсить любую жизнь.

9. Немного подумав, участники игры по очереди назы­вают такие события. Задача ведущего — не столько крити­ковать (а многие по-прежнему называют внешние события), сколько хвалить игроков, поощряя их вообще размышлять об этом.

10. Можно даже предложить участникам “задание на дом”: “Если у Вас будет соответствующее настроение, то тихо и спокойненько подумать, какие события могли бы украсить конкретно ваши будущие жизни”.

11. Если позволяет время, после завершения игры попро­сить игроков на отдельных листочках выписать 15—20 ос­новных событий жизни некого воображаемого героя (мальчика или девочки — определяет сам игрок), который так же окончил школу в настоящее время и прожил (по паспорту) 75 лет. После чего внизу каждый должен просто написать, сколько же он прожил в психологическом смысле. Опыт показывает, что это дополнительное задание выпол­няется большинством игроком очень серьезно и заинтересо­ванно. По опыту проведения данной игры, типичный сценарий жизни примерно такой (для девушек): после школы поступает в институт (часто в экономический или юридический); в институте знакомится с парнем, встречается (иногда по­является ребенок); ссорится с парнем; знакомится с ино­странцем (реже с “новым русским”) и, почти всегда,— уезжает за границу (Европа—Америка); как ни удивитель­но, часто попрощается через некоторое время в Россию; далее очень просто — устраивается на работу, работает…; иногда — снова выходит замуж, создает семью; очень часто — появляются внуки; часто ближе к старости — пишет ме­муары; умирает обычно в окружении любящих детей и вну­ков. Для молодых людей (парней) жизненный сценарии примерно такого же плана, только чаще едут не за границу, а в Сибирь или на Дальний Восток, а потом “открывают свое дело” и зарабатывают огромные деньги (“состояния”) Иног­да случается, что главный герои получает богатое наслед­ство, но часто его “проматывает”. Нередко на каком-то этапе (ближе к зрелому возрасту) спиваются, ссорятся с сыном, но потом обычно мирятся и также умирают в окру­жении любящих родственников… Таким образом, можно предположить, что даже в коллективном рассказе часто проецируются (проявляются) реальные проблемы, присут­ствующие в типичных отношениях подростков с родителя­ми и сверстниками. И хотя игра служит не столько для проекции и рефлексии этих отношений, но совсем не учи­тывать (недооценивать) этого при ее проведении не следует. Особую осторожность надо проявлять при проведении данной игры со взрослыми людьми, ведь у них проекция собственных проблем и собственной жизни может оказаться еще более выраженной, чем даже у подростков. Особый такт надо проявлять при оценке качеств жизни главных героев (при назывании психологического времени, характеризую­щего насыщенность и общую ценность смоделированной в игре жизни). Иногда ведущему следует даже ненемало подыграть участникам, самому, назвав больше психологиче­ских лет для главного героя, чем он того заслуживает. Если у подростков основная жизнь впереди и что-то еще можно изменить, то у многих взрослых игроков часть жизни уже прожита и не каждому приятно осознать, что немала я часть жизни прошла банально и неинтересно (человек так и не сумел найти для себя особый смысл своего существования, он просто жил как все, жил, как бы являясь “чьей-то тенью»).

Интересные размышления о смысле жизни можно найти в книгах Н.Франкла Человек в поисках смысла.— М.: Прогресс, 1990.— 368 с., и Э.Фромма Иметь или быть? — М.: Прогресс, 1990.— 336с.)

Дмитрий Борисович Глазков (психолог консультант, администратор)

Нужна анонимная консультация? Пишите! Немного о себе. Мне 30 лет. В 2004 году с отличием окончил Серигиево-Посадский гуманитарный институт по специальности "Психолог. Преподаватель психологии." Основатель этого сайта. Консультирую, по большей части, по вопросам межличностных отношений. Женат. Есть дочь.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Закрыть
Кнопка «Наверх»