Домой Статьи Евгении Калужиной Стили ситуационного Лидерства

Стили ситуационного Лидерства

Реклама на сайте

Феномен лидерства волновал человечество с древних времён. Ещё в древности мыслители и деятели предлагали свои трактовки природы лидерства.

Директивный стиль, или Лидерство путём приказа – высокая ориентация на задачу и низкая на людей. Лидер даёт конкретные указания и пристально следит за выполнением заданий. Основной способ лидерства – жёсткая постановка целей и приказов.

Наставнический стиль,  или Лидерство путём продажи идей – совмещение высокой ориентированности на задачу и на людей. Руководитель продолжает давать указания и следить за выполнение заданий, но при этом объясняет принятые решения подчинённому, предлагает высказывать свои идеи и предложения. С одной стороны, лидеру важно решение определённой задачи так как он её видит, с другой – ему необходима поддержка и вовлеченность других членов команды. Поэтому он «продаёт» свои решения, добиваясь, чтобы другие захотели работать так, как он считает необходимым для решения задачи. В данном случае решения принимаются лидером, но обсуждение проходит совместно.

Поддерживающий стиль, или  Лидерство путём участия в организации процесса работы – высокая ориентация на людей и низкая на задачу. Лидер поддерживает и помогает своим подчинённым в их работе. Он больше помогает в организации процесса: формулирование вопросов, которые нужно сообща решить, помощь в анализе необходимых ресурсов и т.д.  Его действия в большей степени ориентированы на поддержку сотрудников. Лидер участвует в процессе принятия решений, но решения принимаются в большей степени подчинёнными.

Делегирующий стиль, или Лидерство путём делегирования – низкая ориентация и на людей и на задачу. Лидер передаёт полномочия, права и ответственность другим членам команды.

В своей практике лидер не является приверженцем какого-то одного стиля (и двух, и трёх).  Различие подчинённых и возникающих ситуаций, задают лидеру возможность каждый раз использовать наиболее адекватный и подходящий стиль. Лидер может использовать четыре разных стиля по отношению к одному и тому же человеку при постановке различных задач. Он также может использовать необходимый стиль в работе с каждым конкретным подчинённым.

Не существует хороших или плохих стилей лидерства, нет «самого лучшего стиля» — каждый из них будет максимально эффективен в определённой ситуации и с определёнными людьми.

Психологическая характеристика стилей

Общие психологические характеристики Отношения к сотрудникам Характеристика межличностных отношений
1. Стиль преимущественно директивный
Руководитель часто озабочен и хмур, категоричен, раздражен. Резок с людьми. В общении преобладают команды и приказы Официальность в обращении, не склонен считаться с мнением коллектива Отсутствие доверительности, враждебность, повышенная конфликтность
2. Стиль преимущественно коллегиальный
Руководитель активен, ровен в обращении, самокритичен Главная черта — постоянный контакт с людьми, склонность к делегированию власти, доверие к самостоятельным действиям подчиненных Минимум агрессивности друг к другу, дружелюбие, отсутствие конфликтов, творческое отношение друг к другу
3. Стиль преимущественно либеральный
Недостаточно активен, боится конфликтов, стремится к безответственности Панибратство в отношениях, согласие с мнением подчиненных, переходящее в безответственность обязанности не распределены, оценки труда субъективны, основаны на внешних впечатлениях, без основательного анализа Состояние неуверенности, отсутствие целеустремленности могут
возникать неожиданные ситуации и конфликты
Реклама на сайте

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here