Психотерапевтам и клиентам

СОЦИОФОБИЯ

Начнем с того, что если это и вправду ФОБИЯ (а это уже диагноз, который должен ставить специалист на очной консультации, а не вы себе сами), то заочно сказать, «что делать», невозможно. А потом, прежде чем говорить о том, как быть с той или иной социофобией, разберемся — что это вообще такое и как это определить? Потому что, как приходилось уже говорить, нередко получается, что фобией называют тот или иной страх — а он собственно фобией в клиническом (медицинском) понимании и не является.

Итак, определение — «Словарь психиатрических и относящихся к психическому здоровью терминов (НЦПЗ РАМН, сиречь Центр психического здоровья Российской Академии мед.наук)»:

«Под социофобией понимают упорную иррациональную боязнь исполнения каких-либо общественных действий (например публичных выступлений), либо действий, сопровождаемых вниманием со стороны посторонних лиц (боязнь пользоваться местами общепита, общественным туалетом, невозможность заниматься чем-либо при наблюдении со стороны и т.п., либо даже просто встреч с незнакомыми людьми и лицами противоположного пола). При социальной фобии, в отличие от панического расстройства, всегда существует четкая, как правило, единственная, ситуационная причина, запускающая каскад психовегетативных проявлений, которые на высоте могут быть неотличимы от панических атак (покраснение лица, тахикардия, сердцебиение, потливость, тремор… и др.). Тревога ожидания и поведение избегания также являются непременными атрибутами социальной фобии и чаще всего возникают в связи с возможностью попасть в ситуацию наблюдения со стороны посторонних лиц. Многие признаки социальной фобии, такие как страх перед публичными выступлениями, присутствуют у здоровых лиц, поэтому диагноз выставляется лишь в том случае, если тревога вызывает значительный дискомфорт, а фобические переживания оцениваются как чрезмерные и необоснованные. …
Распространенность социальной фобии в популяции варьирует от 3 до 13%. Наблюдаясь чаще всего у одиноких женщин с низким социально-экономическим статусом, она часто сочетается с депрессиями, а также с другими расстройствами тревожного спектра. Генерализованная форма социальной фобии (при распространении страхов на многие публичные ситуации) очень часто сочетается с тревожным (уклоняющимся) типом личности.»

Обратите внимание в этом определении на слово «иррациональную» — то есть необоснованную логически, вроде бы беспричинную. Другое важное слово — «упорную»: то есть данная боязнь является не какой-то частью жизни человека, а как бы ведет его за собой, определяет все его остальные действия, несмотря на свою вроде бы нелогичность. И при этом существенно мешает ему жить. Посему еще очень важно, называя человека «социофобом», уточнить — а страдает ли он сам оттого, что, к примеру, избегает (лишнего , по его мнению) общения с окружающими?
Допустим, сложно назвать социофобом человека с достаточно выраженной степенью интроверсии. Потому что лично для него «отшельническое существование» — само по себе благо. Он стремится к уединению потому, что оно в принципе ему комфортно, и он от него совершенно не страдает.
Также сложно назвать социофобом человека, который в последнее время избегает без особой нужды посещать так называемые «места массового скопления людей» — скажем, в связи с возможными в них терактами ; потому что его боязнь не такая уж «иррациональная». Она имеет под собой пусть не стопроцентно вероятную, но все же определенную логическую основу. Да, как было сказано в статье про Тихую панику, эта боязнь может разрастаться до размеров фобии, но пока этому опасению не подчинены все прочие поступки и оно лежит в границах элементарной осторожности — о социофобии говорить рано.
Вряд ли являются социофобами и те, кто отказывается ходить в «чужеродные» для себя компании — где общение для конкретной личности становится в лучшем случае скучной тратой времени, где просто «не с кем и не о чем оказывается поговорить» . Да, это отдельная проблема — когда все компании вокруг человека оказываются такие чужеродные, но это может быть связано скорее либо с выраженной интроверсией, либо с трудностями адаптации личности. А вовсе не с социофобией.

Сложно называть социофобами и тех людей, которых таковыми назвал американский психолог Дэвид Линдхольм: «…этому человеку очень трудно… зайти к соседу, чтобы попросить насос для машины». Здесь с социофобией можно перепутать элементарное стремление к определенной самодостаточности. Например, человеку куда комфортнее заранее купить себе собственный насос, чем идти к соседу и просить у него — рискуя, что соседа нет дома, что у него нет насоса, что в конце концов, сосед просто необоснованно откажет — а если не откажет, так сам таким образом становишься невольно соседу «чем-то обязан», что тоже бывает не всем приятно…

Таким образом далеко не все ситуации, когда человек как-то избегает общения с другими людьми, можно огульно называть социофобиями. Кстати, ту же застенчивость тоже сложно именовать социофобией — по крайней мере пока эта застенчивость не разрослась до размеров невроза, ибо фобия, собственно, и есть разновидность невротического состояния.
* * *

Вообще о социофобиях как о медицинском диагнозе заговорили сравнительно недавно. И если ранее имела место так называемая «гиподиагностика» этого явления (то бишь то, что являлось социофобией, диагностировали как нечто другое), то на сегодняшний день имеет место, наоборот, гипердиагностика — социофобиями называют даже то, что ими не является. Причем чаще всего этот «диагноз» люди ставят себе самостоятельно.

Нередко это происходит потому, что сказать себе самому «я застенчив», «я боюсь выступать на публике», «я не умею общаться» и т.п. — это вроде как с одной стороны, слишком обыденно, а с другой стороны, в какой-то степени стыдно. А вот сказать самому себе «у меня социофобия» — о, многим это кажется «гораздо круче»! Это уже не «обычный человек с теми или иными неумениями, пусть и устранимыми», а «утонченная натура с красивым непонятным диагнозом». В том числе нередко присутствует и такой неосознаваемый подтекст: «Фобия — это уже вроде как болезнь, поэтому ничего удивительного, что я иду на поводу у этой болезни и прячусь за этот термин, как за определенный «несокрушимый довод»: ведь не в моих силах преодолеть эту болезнь, поэтому будьте добры относиться к моей фобии с пониманием и даже в какой-то мере ей потакайте». Тут снова придется вспомнить о том, что так или иначе любая фобия чем-то выгодна вашему бессознательному. Так что если считаете, что у вас именно социофобия (а не просто застенчивость или трудности адаптации, общения и т.п.) — ищите (если можете — сами, если нет — тогда вместе с психотерапевтом), где та самая неосознанная выгода, которая заставляет вас обозначать свои ощущения именно как фобию и неосознанно держаться за них.

Сегодня можно констатировать факт, что социофобия стала неким «модным диагнозом», особенно у молодых людей. Однако и специалисты НЦПЗ РАМН, и психологи США, начавшие исследования по социофобиям еще в 60-х годах двадцатого века, сходятся на том, что это болезнь, прошу прощения, «низов общества» — людей не слишком обеспеченных и не слишком благополучных. И в общем, этому можно дать некоторое объяснение. В частности, в наших реалиях о социофобии как о болезни начали говорить тогда, когда закончились политические и социальные изменения начала 90-х годов:. В начале этих изменений вроде бы заявлялось, что теперь «чуть ли не каждый может стать миллионером, если хорошо подсуетится». Но как можно легко понять — этого смог достичь вовсе не каждый, даже если несколько снизить планку и считать миллионы в рублях smile И многие из тех, кто «и до этой планки не сумел допрыгнуть», прикрыли факт того, что «не стали миллионерами», именно этим диагнозом: «Я не достиг многого не потому, что я чего-то не умею, а потому, что у меня социофобия». То есть этот диагноз становится подчас определенным прикрытием и оправданием для неудачников. Особенно для тех, кто при этом со своими неудачами еще и смирился и не желает ничего менять, а желает только собирать с этого свои купоны.

Отсюда можно понять, почему на социофобию жалуются в основном подростки и молодые люди (16-24 года). Скорее всего это те, у кого, скажем так, амбиции больше возможностей: бессознательно они чувствуют, что на ту высоту, которую они себе наметили, им не запрыгнуть, поэтому надо готовить этому какое-то оправдание — как для себя, так и для наиболее актуального социума. Тем более часто им в силу юношеской импульсивности хочется запрыгнуть туда СРАЗУ.

К примеру, заканчивает такой молодой человек институт (а то и школу), а дальше сталкивается с тем, что теперь ему надо НАЧИНАТЬ делать карьеру, если он хочет подняться вот так высоко, как он себе напланировал. Причем начинать, как понятно, с «относительных низов»; а он хочет «сразу наверх». В поисках той или иной работы ему надо бы побегать, потрудиться, причем далеко не сразу его на какое-то место возьмут! А он к тому, что где-то ему дадут от ворот поворот (причем еще и в нескольких местах подряд, что тоже бывает) — не готов. Более того, вероятность и частота «от ворот поворотов» увеличивается пропорционально увеличению амбиций молодого человека, не подкрепленных его возможностями и способностями.

Если у человека есть логическое мышление — тогда он поймет, что «всё и сразу», как в известной рекламе, направленной именно на молодежь, в реальной жизни ему нигде не дадут: придется подниматься постепенно. Причем иногда доведется и упасть, скатившись на несколько ступенек вниз, а потом встать и далее подниматься снова. Вот такой человек, все это понимающий и принимающий, социофобией страдать не будет. А тот, кто думает «вот приду получать работу, для которой у меня еще нет ни умения, ни опыта, ни способностей — и мне ее сразу дадут» — тот закономерно «потерпит неудачу». А так как изначально настроился ТОЛЬКО на положительный результат, повторять свою попытку не будет: слишком болезненно будет то, первое разочарование… Вот тогда он действительно будет со временем уже невротически бояться повторить попытку еще и еще раз: «Потому что там мне все равно откажут». Конечно, откажут, если претензии все еще неадекватны способностям! И такие отказы будут следовать с завидной регулярностью. А в результате этот молодой человек сядет дома на диван и скажет: «Все, не буду я ничего делать, потому что у меня все равно не получится; и никуда не пойду, потому что все равно меня выгонят». Однако подумать, ПОЧЕМУ его выгоняют и почему у него не получается, он не соберется. Он просто назовет свое нежелание той же «социофобией» и получит определенную индульгенцию на то, чтобы «сидеть и ничего не делать». Но даже если у него формируются страхи, что его оттуда и оттуда турнут — страхи-то эти вполне обоснованы: турнут его непременно, но не потому, что он «как личность никому не нравится», а потому, что его претензии не соответствуют его опыту, уровню образования и прочим вещам. При желании это можно самому оценить реально, но человеку с завышенными амбициями часто это просто не под силу.

И человек в подобной ситуации, как правило, больше всего БОИТСЯ признать обоснованность своих подобных страхов (даже если он эту обоснованность может как-то для себя уяснить). Он БОИТСЯ самому себе сказать: «Я еще не умею общаться с этой средой; мои претензии неадекватны; мне надо достигать всего постепенно, ступенька за ступенькой…» И уходя от страха сказать себе все это, он обращается к психотерапевту с просьбой: «Помогите мне избавиться… от социофобии». Причем в контексте выясняется, что «…именно так помогите, чтобы я стал всех сильнее, не прикладывая к этому никаких трудов; чтобы все вокруг сразу удовлетворили мои немеряные амбиции, и чтобы я получил всё сразу и без каких-либо усилий с моей стороны».

…И теперь можно точно сказать, какие черты личности становятся источником социофобии. Многие психологи и психотерапевты отмечают, что для этого необходима повышенная тревожность, сиречь психастения. Верно. Но как лишь одна из составляющих, причем не основная! Из «обычного психастеника», даже очень выраженного, социофоб не получится никогда. Застенчивый — получится, и стеснительный тоже, и нелюдимый; но не социофоб! Для развития именно фобии как разновидности невроза в сочетании с психастенией нужна истероидность, причем немаленькая.

То есть должно получиться не просто «я боюсь, что меня не оценят по достоинству», но еще и «а достоинства у меня ВО-О какие, и я хочу, чтобы их вот так высоко и оценили; на меньшее я не согласен». Это не просто страх «боюсь, что мне поставят двойку», а по-другому: «боюсь, что мне НЕ поставят пятерку». И не «если я выйду на сцену, меня непременно освистают», а иначе: «Боюсь, что я выйду на сцену, и там мне ВЕСЬ ЗАЛ НЕ БУДЕТ АПЛОДИРОВАТЬ СТОЯ».

То есть по сути социофобия — это «комплекс отличника», только гипертрофированный и обостренный. Причем «оценка» ожидается не только от тех, кто должен ее ставить непосредственно (от тех же учителей), а от ЛЮБОГО человека, находящегося в поле зрения. И боязнь, что этот любой человек, если вы начнете с ним общаться, не будет вам «аплодировать стоя» — вот это и есть социофобия. Этот страх уже полностью нелогичен, ибо на свете масса людей, которые вполне имеют право не заметить нашего существования, а не то, чтобы нам «аплодировать, да еще стоя» smile А вот для выраженного истероидного психастеника, а точнее — для психастеничного истероида, это-то как раз и страшно. Ему очень часто бывает нужно, чтобы все, с кем он заговорит по самому ничтожному поводу, в ответ ему аплодировали — так требует с позиции эмоций его выраженная демонстративность. А «сомневаемость», тревожность с другой стороны говорит: «Но ты же понимаешь с позиции логики, что этого не будет, и поэтому тебе СТРАШНО».
* * *

Опять вернусь к тому, что страхи перед общением с теми же родственниками, с теми или иными сотрудниками на работе, с незнакомым человеком «на том конце телефонного провода» — далеко не всегда социофобия. Эти страхи могут быть вполне обоснованы! Например, что удивительного, если вы не хотите лишний раз навещать свою тещу, свекровь или еще какого-нибудь родственника — если вы изначально знаете, что он(а) непременно начнет говорить вам гадости (а как близкий родственник еще и знает, куда больнее бить)? Что странного в том, что вы стремитесь избегать встреч с вашим начальником — потому что вы точно знаете, что он по характеру занудный брюзга и его хлебом не корми — дай к чему-нибудь безо всякого повода попридираться? Что непонятного в том, что вы боитесь звонить кому-то для обсуждения вопроса, который по сути говоря, является откровенно «нетелефонным» (то есть процент неудачи при таком общении куда выше, чем при личной беседе)?

Так что совершенно зря подобные страхи сваливаются в кучу и называются социофобиями — у этих страхов есть вполне обоснованные, для данной личности понятные причины. Точно так же можно именовать какой-нибудь «огнефобией» вполне логичное нежелание человека лезть «без страха и сомнения» в какое-нибудь горящее здание, да еще без соответствующей защитной экипировки.

И тут можно отметить, что нередко общество создает почву для тех или иных социофобий (а точнее — для того, что может быть ошибочно названо таковыми).

Вот, к примеру — молодого человека подчас осуждают, что он-де в своем возрасте никак не обзаведется девушкой: а ему, положим, этого пока вовсе и не надо. Не потому, что у него проблемы с ориентацией, а оттого, что у него, скажем, на данный момент другие приоритеты, другие задачи в жизни — на что он имеет полное право.

Ему просто на уровне его логики непонятно — во-первых, что значит «обзавестись девушкой», а во-вторых, для чего ему это делать? Чтобы с ней постоянно и плотно общаться? Так он еще к этому не готов, у него нет такой потребности (вот почему, кстати, социофобию часто путают с интимофобией, каковой подобные страхи бывают порождены на самом деле). И он начинает действительно бояться знакомиться с девушками — но бояться именно того, что вот он сделает при таком знакомстве первый шаг — а потом вроде как будет должен делать второй и третий… Ему же никто не даст остановиться на «поверхностном знакомстве» — начнут требовать «более частых, а потом еще и более глубоких отношений», а то еще и в ЗАГС поволокут, что тоже бывает… Поэтому страх тут естественен и вполне закономерен, и социофобией поведение по данной модели в подавляющем большинстве случаев называть неверно.

Вообще можно сказать, что социофобия — это иррациональная и необоснованная боязнь именно социального общения: то есть общения с людьми, с которыми вы не состоите и не должны состоять ни в каких отношениях, кроме формальных. И вот социофоб совершенно иррационально боится, что люди в рамках этого формального общения не просто его «отвергнут» (они его, уж так говоря, и не «привергали»), но «не станут ему аплодировать скопом и не поставят ему круглые пятерки!» Социофоб боится позвонить в какую-нибудь справочную службу даже не потому, что боится услышать там хамский ответ, а оттого, что в глубине души знает: девушка на телефоне ни за что не скажет ему «Дорогой, как я рада, что именно ты сейчас мне позвонил!» Он боится того, что она ему формально даст необходимую справку, и все — то есть выполнит свои непосредственные обязанности. Социофоб боится позвонить и заказать столик в ресторане не потому, что опасается отказа по типу «мест нет»: ему страшно, что клерк формально уведомит его о том, что заказ принят, а не рассыплется в комплиментах по поводу того, что «Мы рады будем видеть именно ВАС у нас!» И наконец, социофоб может бояться проходить в метро мимо контролерши на самом деле только потому (опять же не осознавая этого), что «она молча на меня посмотрит ничего мне не скажет, не улыбнется мне, не выразит сумасшедшей радости по поводу того, что я пришел на её станцию и мимо нее иду». Вот это действительно называется ИРРАЦИОНАЛЬНАЯ боязнь. То есть социофобия — это опять же боязнь любого ФОРМАЛЬНОГО общения: потому что формальность этого общения, которой в таком случае явно не избежать, данной личности как раз и некомфортна. Подчас именно из-за того, что у личности до невротичности дезадаптировано сочетание истероидности с психастенией.

Просто выраженный истероид (по крайней мере без «сомневающегося радикала», а еще вернее — с импульсивностью) будет рад ЛЮБОМУ вниманию — например, он может быть счастлив, что его на сцене закидают помидорами. Или если ему поставят двойку, а еще лучше кол, а еще лучше — будут демонстрировать всем как неисправимого, непослушного и т.п…. Это всё внимание, всё хлеб! А вот в сочетании с психастенией истероида пугает, нервирует и т.п именно «отсутствие аплодисментов», отсутствие положительных реакций (даже там, где их вообще быть не должно). И тут снова становится понятно, почему реальная социофобия распространена среди людей, скажем так, не совсем успешных в жизни: потому что они хоть так, хоть с помощью подобного невроза, стремятся поднять свою самооценку или ее иллюзию…

И суть проблемы в том, что у социофоба экзаменаторами являются ВСЕ попавшие в поле его зрения люди, и при этом он боится, что ХОТЯ БЫ ОДИН из них не поставит ему пятерку (а на иное он не согласен). Причем этот страх «отсутствия аплодисментов во время формального общения» в подавляющем большинстве случаев человеком не осознается. Поэтому часто причина «социофобии» оказывается для человека скрытой, и «бороться с собой» ему оказывается чрезвычайно сложно, не зная этой причины.

В первой статье о фобиях говорилось, что социофобии относятся к группе детских фобий «я — часть среды». По сути социофобия — это полный антоним самодостаточности: человек жаждет оценок от ВСЕХ вокруг, от всей окружающей его среды, причем оценок отличных. Он стремится ощутить себя именно ЧАСТЬЮ любой среды, причем частью определенно воспринимаемой. И боится того, что именно так, как он желает, его не примут.
* * *

Таким образом, социофобия — это невроз, возникающий в результате столкновения двух вещей: завышенных амбиций и низкой самооценки. Тогда тем более понятно, почему социофобии часто возникают в детском возрасте — и у каких детей.

Прежде всего, социофобами часто оказываются детишки, которых дома ставили в положение «непревзойденного во всех отношениях пупа земли и света в окне». Который что ни делает — за все ему аплодисменты (не меньше), которого никогда не ругали (даже за явные проступки), и который при этом еще не получил порцию «адекватной оценки собственной личности и собственного поведения» в том же детском саду. Когда такой ребенок идет в школу и в классе его начинают воспринимать как ОБЫЧНОГО, рядового ребенка, а его достижения оценивать «не постоянно на пять с плюсом», а как они того заслуживают — когда на пять, а когда и на четыре, а то и на три (ведь в процессе обучения все бывает) — тогда ребенок чувствует себя униженным, осмеянным и оплеванным: еще бы, он ведь был дома «лучшим из лучших», а теперь он «обычный, как все». То есть его унизили, низвергли (в его собственном представлении) — и неизвестно за что! Ребенок начинает бояться общения со сверстниками и учителями — потому что в его понимании они его недооценивают, низлагают с того уровня, к которому он привык, и непонятно, чем он это заслужил: «так что лучше от всего этого коллектива с такими необъяснимо агрессивным ко мне отношением держаться подальше». У ребенка возникает страх перед школой, нежелание учиться, изыскиваются поводы избегать появления в классе — часто это как раз жалобы на физическое здоровье и вообще разного рода соматические болезни, из которых такое дитя практически не вылезает. Или как вариант, а то и в сочетании — невротические явления типа нарушения сна, плаксивости, неадекватности поведения в школе и т.п. Вплоть до того, что родители начинают поговаривать, что «у нас ребенок не переносит тяжелого школьного режима, давайте переведем его на домашнее обучение».

Домашнее обучение наверняка достигнет своей цели — ребенок опять будет единственным и лучшим из лучших в конкретной семье (или хотя бы «равным среди самых лучших», если обучаются вместе четыре-пять таких детей в «микрогруппе»). Но что будет, когда он свое обучение закончит и выйдет в большую жизнь? Или его в таком случае и далее за порог дома не выпускать? Ведь в том же институте его точно так же будут считать «одним из», что для него опять будет почвой для невроза, причем уже БОЛЬШЕЙ, чем в школьном возрасте. И у него закономерно возникнет тот самый пресловутый страх, что «любой человек из окружающего социума не оценит его так, как оценивали его всегда — то есть в его восприятии любой окружающий может его унизить и причинить ему боль.» Вот вам и почва для социофобии.

А еще чаще социофобия развивается у тех детишек, которых вкупе с высоким оцениванием дома ограждают от любой самостоятельности, подавляя изначально все его закономерные проявления из разряда «я сам». Иными словами, с одной стороны, «ты у нас самый лучший», а с другой стороны — «но никто не будет тебя любить так, как мы, и никому ты не будешь нужен ТАК, КАК НАМ». И ребенок, для которого «так, как они (родители и прочие родственники)» — становится постепенно закономерностью и жизненной необходимостью, опять-таки когда-то да сталкивается с тем, что вокруг есть еще масса людей, которые не проявляют к нему никакого внимания, а тем более «не любят так, как родственники». И ему это уже кажется опасностью, это его пугает — ибо разрушает привычные представления, привычные ожидания и привычную опору в жизни…

Но с другой стороны, вроде бы: как может вырасти социофоб из ребенка, который рос пупом земли и получал за все одни похвалы?
Тут может быть и другая крайность. Тот, кто получал действительно ОДНИ ПОХВАЛЫ вообще, и даже в школе «равнодушие и презрение» одноклассников его не задели — тот социофобом явно не будет. Выше я говорил о детишках, которым все же требуется «хоть какое-то дополнительное внешнее подтверждение своей уникальности и гениальности, потому что сам ребенок априори в этом не уверен» — часто потому, что как минимум один из родителей имеет в своей личности «сомневающийся» радикал. И психастения хоть в какой-то дозе у ребенка «вероятна генетически».
Такие «маленькие психастеники», даже если истероидно-эпилептоидная мама порой «возносит дитя до небес» (хотя бы потому, что «у нее должен быть непременно гениальный ребенок»), часто вкупе с этой похвалой получают все-таки и «порцию противоположных впечатлений». Порцию какого-то, скажем так, «психологического пугала». Те же отрицательные впечатления в школе — это уже не «одни похвалы». И даже «ты не сможешь без нас» — тоже можно подавать в разной упаковке: обычно подается как «вот попробуй что-нибудь без нас; попробовал? Прокололся? Ага, вот и не суйся никуда без родителей».

К примеру, пошел ребенок сам в магазин — а маме в глубине души надо, чтобы он не проявлял «лишней для нее самостоятельности». Поэтому ему за любую промашку (забыл что-то купить, купил не то и не там, не взял две копейки сдачи) непременно, раздув эту промашку как минимум вдвое, прочтут нотацию, выговорят. Не зло, не жестоко, не ради срыва эмоций, а в качестве «постановки перед фактом»: «Видишь, дурачок, ничего-то ты не можешь сам, без мамы! Но разве другие будут тебя за это прощать и не наказывать? Это только мама так будет, а остальные тебе за твои промахи ТАК ДАДУТ!» Вот вам и почва для социофобии smile

Ребенок, не имеющий психастении «в генетической базе», подобные вещи «как отсутствие похвалы» скорее всего не воспримет. А подумает, что «раз даже за это мама меня не ругает — в смысле не шлепает, не кричит, не ставит в угол — значит, я такой хороший, что ругать меня невозможно, какой бы промах я ни допустил. Да я это и сам знаю — что меня просто невозможно ругать, такой я прекрасный; а на все остальное мне наплевать.» Конечно, это тоже может повлечь проблемы взаимоотношения ребенка в социуме, уже иного характера — и это уже несколько другая история…

…Поэтому если ребенок действительно знает, что мало что в жизни достигается «само по себе» — это уже хорошо. То есть даже если человек жаждет аплодисментов (что само по себе не предосудительно) — у него сформировано знание, что их надо ЗАРАБАТЫВАТЬ трудом, какими-то достижениями, каким-то вложением сил. И чем бОльших хочется аплодисментов — тем больше надо вкладывать. Поэтому желательно сформировать у ребенка понятие «актуального социума» — то есть умение определить, в каком обществе и перед какими людьми стОит вкладывать труд, дабы получить эти аплодисменты, перед какими можно делать это не особенно рьяно, а перед какими вообще не стОит. Вот это уже серьезная страховка от той же социофобии.
И потом, социофобия стоит в том числе и на так называемой «искусственной родительской фрустрации». То есть опять повторю, ребенка, о котором дома говорят «ты У НАС самый лучший», за любые самостоятельные проявления В ИТОГЕ ругают, причем чаще всего преувеличивая его промахи и выставляя его «ничего не могущим без родителей». «Да, ты сходил сам в магазин, но принес не то, не так и не по той цене» и т.п. В результате, если ребенка изначально отвращают от подобных поступков и вообще от самостоятельного общения с социумом, и главное, НЕ УЧАТ его адекватно с этим социумом общаться — неудивительно, что начав-таки это делать однажды (а придется), ребенок получает больше шишек, чем пышек. И если он психастеник, то у него формируется БОЯЗНЬ общения с СОЦИУМОМ, которая при известной степени невротизации переходит в нашу пресловутую социофобию.
Так что если вы своего ребенка УЖЕ учите общаться с этим социумом, в том числе учите адекватно относится к собственным его неудачам, не растите отличника-перфекциониста — он социофобом не будет.

А если социофобом (как вам кажется, в итоге родительского влияния) стали вы сами — то в любом случае это «не конец всему»: потому что у любых родителей есть право на ошибку. И эти ошибки вовсе не стопроцентно фатальны — опять же. если ими не прикрываться и не говорить. что «…теперь у меня вот такая проблема и она НЕ РЕШАЕТСЯ». Как уже приходилось говорить (в том числе в беседе о собственном профессиональном кредо), — «нет безвыходных ситуаций, если вы действительно хотите тот или иной выход найти».

* * *

Но все же, как с социофобиями бороться?

В Мастер-классе один из участников спросил напрямую: «Достаточно ли возникающий страх подавлять, ясно осознавая его причины, и с течением времени это пройдет? Или же нужно предпринять какие-то специфические шаги ? Я даже не могу придумать какие, потому как логически причин к страху нет никаких, он именно что идет откуда-то из глубины. Т.е. логикой я себя успокоить могу и нужные действия совершить тоже, но вот неприятные ощущения… эти вот неприятные ощущения излечимы или нет? »

Не надо в этом плане «с собой бороться и себя подавлять». Ведь подавление есть «засовывание проблемы в бессознательное», откуда она и будет прорываться снова и снова. Хотите от этого со временем вообще избавиться — так совершенно правильно выбрано «выведение на уровень сознания и логики». Потому что вывод в сознание (вместе с реальным вашим желанием эту проблему проанализировать и от нее избавиться) — это способность увидеть определенную «нелогичность» и эту нелогичность устранить. Если вам тяжело сделать это самому — за таковой помощью вполне можно обратиться к профессиональному психотерапевту.

Источник: https://www.naritsyn.ru/

Дмитрий Борисович Глазков (психолог консультант, администратор)

Нужна анонимная консультация? Пишите! Немного о себе. Мне 30 лет. В 2004 году с отличием окончил Серигиево-Посадский гуманитарный институт по специальности "Психолог. Преподаватель психологии." Основатель этого сайта. Консультирую, по большей части, по вопросам межличностных отношений. Женат. Есть дочь.

Похожие статьи

5 Комментариев

  1. Социальная фобия заключается в боязни (страхе) оценки (критики, суждения) со стороны других людей в относительно небольших группах (но не в толпе).
    — Этот страх может быть конкретным: прием пищи в присутствии других, публичные выступления, общение с противоположным полом
    — Либо генерализованным:
    почти все внесемейные социальные ситуации. Сталкиваясь с пугающими их ситуациями, больные часто испытывают соматические симптомы тревоги.
    Больной может быть убежден, что его основной проблемой является одно из вторичных проявлений тревоги.
    Однако некоторые пациенты не предъявляют соматических жалоб, но испытывают сильную застенчивость, страхи и опасения.
    Дифференциальный диагноз с агорафобией должен основываться на источнике страхов больного.
    При социальной фобии первичным является страх оценки (суждения) и унижения в социальных ситуациях, в то время как больные агорафобией боятся, главным образом, возникновения панической атаки или потери контроля над собой в ситуациях, которых они не могут избежать.
    При депрессии больной может избегать социальных контактов из-за того, что они не доставляют ему удовольствия. Этим он отличается от страдающего социальной фобией, который избегает подобных ситуаций из боязни оценки, элемента суждения, всегда присущего социальным контактам.
    Алкоголиков можно отличить от больных социальной фобией, пьющих для того, чтобы справиться с ситуацией, путем оценки интервала времени от развития социальной фобии до начала злоупотребления алкоголем как «средством помощи».
    Важно не считать социальную фобию просто робостью, но оценить сопутствующую ей степень нарушения качества жизни (работоспособности). Хотя многие признаки социальной фобии встречаются очень часто, это не означает, что они тривиальны. Больные социальной фобией очень страдают из-за влияния заболевания на их жизнь и вызванного им дистресса.

  2. Большего бреда я ещё не читала. Автор, если у вас есть мнение — это не значит, что вы ПСИХОЛОГ.

  3. Социофоб боится идти на контакт с людьми как раз таки из-за боязни, что что-то непременно случится. Что он попадет впросак, что будет выглядеть смешно и так далее… Это не боязнь не получить апплодисменты. Чаще всего человек с такой фобией пытается влиться в социум, но у него возникает необоснованный психологический блок перед определенными действиями, и сколько бы он не пытался его сломать, ничего не получается. А если он насильно вынужден общаться, несмотря на боязнь, начинает трясти — в буквальном смысле. Сердце бешенно колотится, ладони потеют… Какие апплодисменты? Главное, не выдать свои судороги и не показаться дураком на этом фоне, а желательно поскорее уйти, как можно незаметнее.
    Социофобию ещё никому не удавалось вылечить до конца, а вы тут выдвинули теорию за несколько минут и радуетесь от своей непревзойденности. Не удивительно, что в России психология в глубокой заднице, с такими-то псевдо-умниками.

  4. У автора статьи травма детства, связанная с апплодисментами. Боюсь представить, что же случилось…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»