Азбука психологической безопасности

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ [фр. perfectionnisme < perfection совершенство, высшая степень]. психол. Формируемое воспитанием и средой чрезмерное стремление индивида к совершенству в действиях, делах, поведении. Перфекционист — тот, кому свойственен п. | П. может быть причиной психических расстройств из-за конфликта перфекциониста с окружающей действительностью с ее несовершенствами.
Толковый словарь иноязычных слов

«Под перфекционизмом психологи понимают обостренное стремление к совершенству, которое может относиться как к собственной личности (и в этом случае выливается в бесконечное культивирование всевозможных достоинств), так и к результатам любой деятельности. На уровне житейского здравого смысла нередко расценивается как ценное личностное качество, поскольку связано с постановкой позитивных, социально одобряемых целей. По мнению многих психологов, перфекционизм представляет собой не столько достоинство, сколько серьезную личностную проблему, так как приводит к формированию заниженной самооценки, высокой тревожности и в целом негативно сказывается на мироощущении человека и результатах его деятельности».
Большая Психологическая энциклопедия
Как следует из разных определений, перфекционизм – это стремление человека к абсолютному идеалу в сочетании с неспособностью дать самому себе даже в мелочах право на ошибку. Такой человек не в силах допустить малейшего несовершенства в той области деятельности, которая охвачена перфекционизмом: а это может быть и работа, и творчество, и любовь/семья, и воспитание детей, и внешность… да мало ли вариантов, иногда сочетающихся друг с другом. Причем умом и логикой перфекционист может вроде бы прекрасно осознавать, что живые люди ошибаются, но некий внутренний, бессознательный голос все равно при этом будет говорить ему: «Люди ошибаются, а ты на это не имеешь права». В результате человек переживает фрустрацию, впадает в депрессию, становится рабом своего перфекционизма, но избавиться от этого состояния, как правило, самостоятельно не может. В принципе это довольно сложно, потому что истоки перфекционизма — в бессознательной области.

В психиатрическом понимании перфекционизм – разновидность ОКР (обсессивно-компульсивного расстройства). Те картинки, которые гуляют по сети под названием «Ад перфекциониста» – когда все плитки ровные, а одна в середине под углом, и так далее – скорее относятся к «психиатрической разновидности» этого явления. В данном случае все ресурсы человека направлены на достижение некоего идеала при общей сниженной работоспособности. Но специфика данного проявления, во-первых, в том, что такой перфекционизм проявляется в какой-то одной конкретной области; во-вторых, такой человек обычно требует «идеального» не столько от себя, сколько от других; и в-третьих, он при этом сам является основным оценщиком, принимающим решение, насколько далеко какое-то конкретное действие от «идеала».

А в бытовом понимании с термином «перфекционизм» произошло в итоге то же самое, что и с многими другими понятиями из области психиатрии, например, с той же депрессией. Термины пошли в народ и стали обозначать совсем не то, что обозначали прежде. Да, перфекционизм – стремление к идеалу, и если препарировать семантику этого слова, то идеал родственен слову «идея», то есть — нечто нематериальное. И пока существующее только в голове своего создателя. Идеалист – это антоним понятия «материалист», идеализм – это жизнь в некоей абстракции. И по большому счету, идеал – это то, чего в реальной жизни не бывает.
Не говоря уже о том, что понятие идеала может быть для каждого своё. И не всегда можно угадать, какое оно будет у того, кто будет выносить итоговое суждение о результате.

В понимании перфекционизма часто формируется одна ложная предпосылка. Большинство считает, что перфекционист убежден, будто абсолютный идеал существует; а на самом деле – перфекционист убежден, что приемлемого НЕидеала не существует. Иными словами, качество любого дела или вещи может быть только в двух ипостасях: либо идеальный идеал, либо… ну, будем говорить «полное ничтожество». И вот всё, что не идеал – для перфекциониста есть полное ничтожество. Если бы перфекционист изобретал холодильник – он бы не успокоился, пока температура в холодильнике не достигла бы абсолютного нуля. А если бы перфекционист тачал сапоги – он всю жизнь доводил бы до абсолютно идеального качества только одну пару сапог, а все его клиенты так бы и ходили босиком.

Вторая особенность перфекциониста – он чаще всего внутренне убежден в истине своего бинарного восприятия «идеал – ничтожество»: у него не возникает никаких конкурирующих с этим положением мыслей. Или все промежуточные варианты отметаются в сторону под надуманными предлогами «это недостойно», «это удел лентяев» и тому подобное.

Что любопытно – нередко перфекционист страдает настоящей манией величия: «Я должен быть идеален!» Точнее – «Я не должен быть неидеален». Собственно говоря, одна из проблем перфекциониста – это выраженный диссонанс между внутренней самооценкой и ее реальным воплощением: с одной стороны, перфекционист убежден в том, что он способен все делать лучше всех и никогда не допускать ошибок, а с другой – он всю жизнь сталкивается с тем, что его убежденность в этом не находит подтверждения в реальности. Иными словами, перфекционист в глубине души редко сомневается в том, что он способен делать что-то лучше всех, выглядеть лучше всех и т.п»: ему осталось только наконец убедить в этом окружающих.

***

«Сайт Перфекционист.Ру всё ещё находится в разработке».
Анекдот
Если анализировать историю возникновения «бытового перфекционизма», или «квази-перфекционизма», или «ложного перфекционизма» — вариант можно выбрать по вкусу, — то корни его, как ни странно, скорее всего уходят к протестантской ветви христианства, а в России – к так называемым староверам.
Что характерно для данных социумов?

Прежде всего – земледельческая структура, доведённая до абсолюта. Затем – мегасемья, объединяющая в единый клан несколько отдельных семейных ветвей. В-третьих, северный климат, мало способствующий земледелию и вообще выживанию, но провоцирующий клановое объединение, для «совместной борьбы с природными условиями». Таким образом, постепенно формируется определённая внутренняя идеология: «Довольствуйся малым, работай как можно больше». Формально это – обеспечение выживания для всего социума, для всей мегасемьи. Причём, как говорится, «Бог высоко, царь далеко, и глава клана всем здесь и царь, и бог».

Из установки «работай как можно больше» вытекает следующая: «Никогда не сиди сложа руки, в доме всегда есть работа». Понятия отдыха в подобных системах практически не существует, отдыхом считается смена вида деятельности. А самое главное – что внутренняя иерархия в «низах» системы выстраивается по количеству и качеству работы, принятой руководителем клана. Основным оценщиком того, «годно ли сделано», является в данном случае глава мегасемьи, слово которого – истина. И способом указать, что подчинённый в любом случае работал мало, становится принцип «Не принять работу по качеству». Потому что при желании всегда есть к чему придраться: чтобы исполнитель никоим образом не почивал на лаврах, а пошёл и дальше «заглаживать свою криворукость» на благо мегасемьи.

А кроме того, в системах с иерархическим социальным устройством ни одному руководителю не живётся спокойно. Ведь это устройство не зря сравнивается с лестницей: на ее ступеньках ниже всегда есть те, кто тоже намеревается подняться наверх, часто – посредством спихивания и подсиживания вышестоящего. Поэтому у некоторых руководителей, озабоченных не столько качеством и количеством деятельности, сколько собственной иерархической позицией, как раз и вырабатывается система априорного унижения подчинённого посредством снижения оценки за его работу, даже если реального повода к такому снижению и нет. Но всегда, опять же, можно сказать, что работа «не дотягивает до идеала», который существует лишь у начальника в голове и может быть не фиксированным. А то, что идеал недостижим – это иногда тщательно скрывается. Потому что нужна та морковка, которую будут вешать человеку перед носом.

Вообще, как известно из тех же сказок, лучший способ дать подчинённому заведомо невыполнимую просьбу – это послать его «туда, не знаю куда, принести то, не знаю что». Ито есть куда бы в результате он ни пошёл и что бы ни принёс – по мнению внешнего оценщика это всегда будет «не то и не так», если оценщик в реальности беспокоится не за выполнение работы, а за свою иерархическую позицию.

Одна из распространённых поговорок про невестку и свекровь – прямо в тему:
— Сноха! Ты не так щи варишь?
— А надо как?
— Не знаю как, но не так!

Но те, кто пытается приблизить работу подчинённых к идеалу», забывают одну важную вещь: тот, кто стремится к идеалу (или кого вынуждают к этому), в итоге не сделает вообще ничего полезного. Потому что однажды поймёт, что угодить своему заказчику – невозможно. И делай что-то, не делай – всё равно получишь выговор и унижение, так при равных итоговых условиях проще не делать. Или ещё вариант: человек рад бы делать, но буквально боится «не сделать идеально». И здесь вспомним, что как иерархическое мышление, так и оценочная зависимость базируется на бинарном подходе: всё, что не оценено отлично – то считается плохо.

И в отличие от синдрома самозванца, при котором «ты изначально никто, особенно пока не нашёл своё Настоящее Место», бытовой перфекционизм маскируется под поглаживание «Ты молодец, ты стремишься к идеалу! Но вот тут и вот здесь опять не дотянул: ну что ж, иди, стремись дальше!» То есть исполнитель назначается «хорошим» до тех пор, пока стремится к невозможному, к отличным оценкам, причём во всем (в отличие от перфекционизма психиатрического). Потому что у него при оценочной зависимости сформировано экспериментальное убеждение: за отличные достижения его хвалят, а вот за не-отличные (читай – за плохие, никуда не годные!) – ругают и бьют. А при его сензитивности (так как чаще всего оценочная зависимость формируется у носителей психастенического радикала) – это битье воспринимается крайне болезненно. И человек готов делать что угодно, лишь бы его не ругали.

Перфекционизм чаще всего входит в так называемый родительский сценарий: в тех случаях, когда родитель желает считаться в социуме «самым хорошим отцом/матерью», но только на основании того, что «мой ребенок всё в социуме делает лучше всех». Лучше всех развивается, лучше всех одевается, лучше всех читает стишки в детском саду (а когда ребенку стишков не дают или дают недостаточно длинные, нужно прийти к воспитательнице «выяснять, что с ребенком не так, он же такой способный!») Таким образом и получается, что детей-перфекционистов чаще всего воспитывают перфекционисты-родители.

Родитель будущего перфекциониста шаг за шагом убеждает своего ребенка, что тот «самый-самый-самый», но в связи с этим и требования у родителя будут к нему повышенными: «Это Петя может учиться на тройки, а ты нет!» «Это Маша может нарисовать кривую елочку, а ты нет!» «Это другие могут провалиться в институт, а ты нет!» Потому что ты способен на большее, но именно в связи с этим ты, во-первых, полностью лишаешься права на ошибки даже на этапе обучения, а во-вторых, будешь постоянно вынужден сталкиваться с реальностью с ее фактической недостижимостью абсолютных идеалов.

Еще один способ сделать перфекциониста — фраза «Ты получишь то, что ты просишь, но только если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой)». Но увы, «хорошесть» мальчика или девочки определяет родитель, и если у него есть осознаваемая или неосознанная цель почему-либо отказать ребенку в просьбе, то хорошим он не будет никогда. Во-первых, критерии хорошести будут максимально размыты, недостижимы и непостоянны; а во-вторых, даже за априори хорошие поступки ребенок не будет никогда получать похвалы: только претензии. Потому что идеально выполненной работы не существует.

Часто родительское влияние рядится в благопристойные одежды: «Кто же тебе скажет правду, как не самый близкий твой человек». Но во-первых, общей для всех правды не бывает, а во-вторых, даже неприятные вещи можно сказать по-разному. Одно дело – «Мне кажется, эта кофточка не очень идет к этой юбке, может, попробуешь вот эту?», а другое – «Эта кофта не идет к этой юбке, ну ты и бестолочь, даже одеться толком не в состоянии!»

И лейтмотив родительских замечаний в случае формирования перфекциониста – «Ты такой способный, что не имеешь права жить, не стремясь к совершенству! Ты буквально обязан делать все лучше всех! Ты особенный и все должен делать по-особенному!»

Иногда можно заметить одну вещь, которую если бы осознал вовремя будущий перфекционист, то не стал бы перфекционистом: как бы замечательно он ни стремился сделать нечто, его внешний оценщик постоянно будет хоть чем-то да недоволен. Потому что у него, как правило, не только свой идеал, но еще и своя цель: «Мне не нужно, чтобы дрова были нарублены, мне нужно, чтобы ты задолбался». Таким образом, даже если требуемое сделано без сучка без задоринки – внешний оценщик все равно хоть одну задоринку да найдет. Даже с позиции вкусовщины. Оценка отличная – зато тетрадка грязная, тетрадка чистая – зато штаны мятые, штаны глаженые — зато вчера маме не помог(ла)… В общем, что называется, «не угодишь на живых». Но чаще всего это и является конечной целью «экспертизы»: показать, что всё опять не идеально, вкалывай дальше, дружок. И не вздумай гордиться своими промежуточными достижениями и хвалить себя за них сам: вот же, они не идеальны, а значит – никуда не годятся.

Да, что существенно: довольно часто такого оценщика бытовой перфекционист давно интегрировал внутрь своей личности, в собственную Родительскую субличность (по Э.Берну). Когда-то давно у него, вероятнее всего, была реальная мама или бабушка, или другой значимый взрослый, который постоянно показывал ему, что «ты опять не идеален, старайся!» А со временем этот внешний родитель контаминирует (загрязняет, заражает) внутреннего Родителя, то есть такой непримиримый оценщик поселяется внутри самого человека. И человек всегда этого эксперта носит с собой, вне зависимости от того, насколько далеко он сейчас находится от давнишней мамы или бабушки.
***

Как узнать пефекциониста?
Он хочет все делать безукоризненно или не делать вовсе.
Он не выносит, когда делает что-то хуже других.
Он требует совершенства от окружающих.
Он считает, что просьба о помощи — признак слабости.
Он заметил ошибку в заголовке этого списка.
Из сети
Увы, во многих обществах – и в частности в нашем – бытовой перфекционизм довольно часто имеет положительную коннотацию. «Человек стремится делать все как можно лучше!» Подчас им даже принято гордиться. В немалой степени эту гордость подпитывают те руководители, которым своя иерархическая рубашка ближе к телу, и которые провоцируют перфекционистский подход у подчинённых, благо это даёт неограниченные возможности для манипулирования и унижения. Но те, для кого деятельность важнее иерархии, перфекционистов обычно предпочитают на работу не брать. Точно так же их и в рабочем коллективе часто не любят. Как минимум потому, что перфекционист склонен затягивать сроки сдачи своей части работы до последнего, а то и вообще не сдаёт ничего, потому что у него «не получилось идеально». Перфекционист реально не может выполнить толком ни одного задания, так как, допустим, если предложить ему «отпилить брусок длиной 1 метр» – он будет добиваться максимальной точности (в один миллиангстрем и менее), а такой точности не сможет дать ни один прибор, которым можно измерять, и инструмент, которым можно пилить.

Теоретически бытовой перфекционизм в ситуации «сделай так, как в реальности невозможно» – банальная ситуация невроза, когда внутренняя цензура вступает в конфликт с бессознательным. Так что те, кто гордо заявляет о себе «Я – перфекционист», в лучшем случае фактически говорят «Я – невротик»!

И понятие «здоровый перфекционизм» – то же самое, что «здоровый невроз». Перфекционист отличается от того, кто «сделал хорошо, но видит, что может ещё лучше» одним серьёзным фактом: если последний выдаёт сделанное хорошо на-гора, то перфекционист – нет. Он то, что сделал хорошо (а не отлично и не идеально), условно говоря, ломает об коленку и выкидывает. Чтобы никто не увидел того, что он «неидеально» сделал. Мир никогда не увидит достаточно хорошей – но не безупречной – его продукции, материальной ли, творческой, все равно.

Кстати, можно отметить, что перфекционист, как правило, особенно на первых порах, стремится не к своему идеалу, а к идеалу внешнего оценщика. И здесь задача становится совсем неразрешимой: мало того, что чужого понимания идеала достигнуть в разы сложнее, чем собственного, но еще и внешний оценщик – помните? – не столько заинтересован в идеальном исполнении, сколько в том, чтобы все равно к чему-то да прицепиться. Даже если этот внешний оценщик уже внутри самого человека: он все равно не дает этому человеку никакого права на ошибку, даже на самую пустяковую. Между прочим, один из синонимов слова «идеальный» – это слово «безупречный». То есть — когда не за что упрекнуть. А уж это опять-таки при желании всегда отыщется — за что.

В случае перфекционизма мы особенно наглядно видим ту самую «палку самооценки о двух концах», когда человек то ощущает себя обязанным быть идеальным, чуть ли не богом, то его самооценка обрушивается ниже некуда – потому что идеальным он стать в очередной раз так и не смог. А середины он опять-таки не видит и не воспринимает.

Перфекционист, привыкнув к критике внешнего оценщика как к априорному средству унижения, бессознательно воспринимает любое критическое замечание как попытку его унизить. Он на эмоциональном уровне не может отделить критику конструктивную от неконструктивной: и напрягается на все разом, отметая и полезные замечания, позволяющие ему профессионально и творчески расти. Да, с таким человеком, как правило, чрезвычайно сложно сотрудничать, соавторствовать и т.п., но – это опять же не его вина, а его беда.

Можно сказать, что перфекционист хочет все и сразу. Со стороны это выглядит довольно смешно, как и отговорка «Я не буду заниматься таким-то делом, потому что у меня никогда не получится так же хорошо, как у вон того профессионала». Да, умом можно понимать, что сразу вот так же хорошо не получится, что путь любого профессионала усеян падениями, его опыт – «сын ошибок трудных», но перфекционист со своим страхом «сделать неидеально, а значит, абсолютно плохо» лишен возможности обретать такой опыт, а по сути — возможности обучаться, делая во время обучения ошибки: мы же помним, что права на ошибку он себе (а точнее, его внутренний Родитель ему) не дает. А если не ошибается тот, кто ничего не делает — вот он ничего, соответственно, и не делает.
***

в аду для перфекционистов
ни серы нету ни огня
а лишь слегка несимметрично
стоят щербатые котлы
Из сети
Говоря о психотерапии в случае перфекционизма, важно отметить, что здесь чрезвычайно важна первичная диагностика. Потому что, как показывает изучение материалов по проблеме, нередко даже специалисты путают перфекционизм с застенчивостью, оценочной тревожностью, неуверенностью в себе, комплексом отличника и так далее.

Прежде всего – здесь опять будет важен здравый скепсис и логика. Например, кто-то говорит такому перфекционисту, принёсшему в детстве четвёрку вместо пятёрки: «Четвёрка – не оценка!» И тут чрезвычайно важно суметь задаться вопросом: почему не оценка? Она выставлена учителем, внесена в журнал, она означает – хорошо. Да, не отлично, но – хорошо.
«Ты должен/должна все делать только на отлично!» – почему? кому вы должны? каким образом возник этот долг? где ваша долговая расписка? и главное – насколько реально живому человеку всё делать на отлично, особенно если он сам не испытывает к этому личной мотивации, а его обязывает к этому кто-то извне?

В любой инструкции есть такое понятие, как «допуски и посадки». Чем выше класс точности изделия, тем эти допуски меньше, но они все равно есть: более того, повышение класса точности, то есть уменьшение разбега допуска, иногда требует несоизмеримых затрат, посему – в каждом конкретном случае насколько важно делать всё вообще без допусков?
И разумнее всего – когда человек сам устанавливает себе эти допуски. Скажем: эту работу я обязан закончить в такой-то срок с таким-то приемлемым качеством. Не идеальным, а приемлемым. Кто определяет приемлемость качества? Я и мой заказчик (не оценщик, а заказчик, если таковой есть: а если нет, то таким заказчиком выступаете вы сами. То есть вы и определяете в первую очередь те самые допуски по качеству).

Однако проблема в том, что не всякий человек может сам себе ставить допуски и определять именно с позиции прогноза и анализа, когда где что будет достаточно. Однажды на просторах сети мне встретилось такое сравнение: тушканчики, которые живут в пустыне, привыкают добывать воду по капельке из самых разных источников. Но если перед ними поставить мисочку с водой – они не поймут, что с ней делать. Они не умеют пользоваться мисочкой. Они никогда ее не видели.

Вот примерно то же происходит с человеком с оценочной зависимостью: он ещё не научился формировать собственные критерии, он не знает, что такое «право на ошибку», он не способен формулировать свои цели и задачи: потому что с детства обучен, во-первых, ориентироваться исключительно на внешнего оценщика, а во-вторых, подчинять этим внешним оценкам всю свою жизнь. В том числе потому, что его когда-то запугали потенциальной самостоятельностью: «Ты же без нас ни чего не сможешь!»

И, следовательно, если лично вам мешает ваш бытовой перфекционизм, то психотерапевтическая работа с ним начинается с анализа и проработки его базы: той оценочной зависимости, которая заставляет человека стремиться сделать идеально, потому что внутренний оценщик говорит ему: «Все, что не идеально – плохо». Кстати, в русском языке нет слова «достремился». Достиг, дошёл, но стремиться (в том числе к идеалу, которого не бывает), получается, нельзя закончить (достижением цели). Можно только прекратить, как ремонт.

Считать ли перфекционизмом собственное стремление совершенствоваться дальше, якобы не для внешнего и не для внутреннего оценщика. В том числе стремление осваивать что-то новое и/или подниматься выше по разного рода ступенькам. Когда сам себе говоришь: «Тут я молодец и этого качества достаточно, но я могу и хочу выше, лучше, дальше, сложнее!»
На первый взгляд это не перфекционизм, а на второй – крайне важна природа мотивации этого стремления. Если она идёт от внутреннего Ребёнка – «Я хочу посмотреть, что там дальше! Я вон той вещи ещё ни разу палочкой не тыкал! Я хочу попробовать, перепрыгну ли я через вон ту планку?» – это естественное удовольствие и жизненный драйв (особенно когда за выгулом Ребёнка присматривает ваш внутренний Взрослый и удерживает его от экспериментов вида «А смогу ли я перепрыгнуть через пятиэтажный дом»). А если мотивирующей субличностью выступает Родитель – «ты можешь больше! ты должен лучше! тебе надо выше!» – причём не объясняя, кому должен и кому надо, — то это уже куда больше похоже на перфекционистские установки.

Представьте себе, что ребёнок с родителем пришли куда-то на обед – скажем, в гостинице, – где накрыт шведский стол.
И вот когда Ребёнок сам определяет, что и в каком порядке он будет есть, и сколько – «сперва я хочу вон той колбасы! Кусочек… ещё кусочек…. ещё… нет, больше не хочу этой колбасы, теперь хочу вон того сыра… ещё кусочек… ещё… нет, нужно место оставить; теперь хочу вон того мяса! два кусочка! Нет, три не хочу, потому что хочу ещё пирожное… вон то… и вот это… нет, два этих будет много, потому что я хочу ещё соку выпить, два стакана, нет, не три, а два, три не уместится» – это удовольствие и жизненный драйв, особенно под присмотром Взрослого.
А когда родитель ребёнку говорит – «пока ты не съешь тут ВСЁ, ты отсюда не уйдёшь» – вот это уже очень пахнет перфекционизмом.

Консультативная терапия бывает полезна перфекционисту тогда, когда он сам готов логически воспринять реальную картину своей ситуации: в том числе признать для себя то, что он вовсе не идеален и не является эталоном, и имеет право ошибаться, как обычный живой человек. Вот это в случае перфекционизма самое трудное и болезненное для клиента: когда ему приходится осознать, что он – обычный живой человек. Многие, приходящие с заказом типа «помогите мне достичь абсолютного идеала», с большим трудом принимают новый расклад в своей ситуации. И вообще заказ «работать с перфекционизмом» редко бывает самостоятельным: чаще всего он всплывает в процессе работы среди других прочих заказов.

Но перфекционизм в любом виде, как было сказано выше, всегда деструктивен: он не дает человеку обучаться и двигаться вперед, да и русская поговорка не зря говорит, что «лучшее – враг хорошего». И человек, который в своем лексиконе имеет слово «достаточно» (в плане – «Я сделал это достаточно хорошо в данном конкретном случае») – не перфекционист. Кстати, иногда полезно бывает создавать видимость перфекционизма: например, когда вас просят сделать что-то в заведомо неадекватных условиях (например, дать интервью без подготовки) – можно сказать: «Я либо делаю хорошо, либо не делаю никак». Это, как вы помните, в социуме имеет положительные коннотации – и фактически является одним из вариантов вежливо сказать «нет», если условия того или иного задания вам не подходят.

Оригинал статьи: https://www.naritsyn.ru/perfectionism.htm

Дмитрий Глазков

Глазков Дмитрий Борисович, 35 лет, женат, есть дочь. Психолог, преподаватель психологии. Я работаю в основном по следующим темам: # межличностные отношения; # конфликты на межраcсовой почве; # интимные проблемы; # бессознательное;

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Закрыть
Кнопка «Наверх»