Психиатрия

Патология и творчество

Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание — Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф.

Своеобразие мышления больных шизофренией, позволяющее рассматривать предметы и явления с самых разных сторон, сопоставлять несопоставимое, способность отойти от шаблонов породили интригующую и привлекающую всеобщее внимание проблему «гениальности и помешательства». Эта проблема возникла не на пустом месте: имеется много фактов, подтверждающих наличие особых способностей и склонностей лиц шизоидного круга и даже больных шизофренией, позволяющих достигать значительных успехов в отдельных областях творчества.

Такие способности у больных шизофренией издавна отмечали психиатры. Так, Е. Блейлер [15. С. 77] связывал наличие этих склонностей с аутизмом, считая, что «аутизм представляет собой благодатную почву для упражнения мыслительных способностей». По его мнению, аутистическая направленность больных, ограничивающая внешние влияния и порождающая их независимость от мнения других, помогает проводить им идеи, которые здоровым представляются немыслимыми. Он даже полагал, что небольшая степень аутизма должна быть с пользой привнесена в жизнь: не исключено, что «совсем легкая шизофрения» благоприятствует продуктивности в области искусства. Склонность к новому, необычный ход мышления, свобода от традиций должны способствовать творчеству, если эти качества не декомпенсированы грубой патологией.

Позднее X. Аспергер [127], характеризуя детей с аутистической психопатией, говорил об их особой «прозорливости», которая впоследствии может стать предпосылкой научных успехов. Он подчеркивал спонтанное проявление интеллекта у этих детей, не обусловленное обучением, и одностороннее проявление способностей, порождающих особую активность. Эти дети с раннего детства кажутся предназначенными для определенной профессии, чаще всего математической.

Все эти основания нередко приводили к неправильному выводу относительно обязательной связи творчества с патологией: примером может служить цикл «исследований», проведенных в нашей стране в 20-е годы и публиковавшихся в специальных выпусках «Патографии гениальных личностей» (под ред. Г. В. Сегалина) [128]. В них отражалась крайняя точка зрения на эту проблему, поставленную еще Ломброзо, одним из первых сформулировавшем идею связи гениальности и помешательства. Он составил список гениальных больных людей, куда включил 27 человек — от Торквато Тассо до Гоголя. К анализу этой проблемы обращались представители разных профессий. Примером может служить Н. Н. Баженов [9. С. 12]. В своих «Психиатрических беседах на литературные и общественные темы» он отмечал, что даже на низших ступенях вырождения наблюдается нередко «частичная» талантливость или «чрезвычайное развитие» некоторых способностей («счетчики», художники и т. д.). «На средних ступенях вырождения встречаются люди… с известными умственными способностями, часто выше средних»… но психическая жизнь которых «представляет пробелы и изъяны или в виде… понижения нравственного чувства, или преобладания одной стороны душевной деятельности… или как ассоциативные комбинации, совершающиеся по ненормальным и необычным путям. На высших ступенях те же клейма в сочетании со значительной умственной силой, с выдающейся даровитостью, но при наличности той же основной и наиболее важной для характеристики вырождения чертою — отсутствием устойчивого психического равновесия, гармонического развития различных областей душевной жизни».

В этой связи необходимо отметить, что термином «дегенерации» обозначались отклонения от нормального развития, проявляющиеся в резонерстве, эмоциональной неустойчивости, необычности ассоциаций («по необычным путям и случайным поводам»), неадекватности реакций на внешние воздействия. Автор отрицал обязательное «родство» гениальности и помешательства, подчеркивая, что среди гениальных имеется достаточное число вполне гармонических личностей (например, Леонардо да Винчи, Гёте и др.). Однако он не исключал того, что среди одаренных людей часто встречаются лица «с нервными и психическими изъянами». В качестве примера Н. Н. Баженов приводит современных ему представителей литературных направлений — символистов и декадентов, которые делали попытки найти новые эстетические формы и формулы. Тем не менее, с его точки зрения, часто «литературное движение выражалось и продолжает выражаться в таких уродливых формах, что… возникает предположение, не подлежит ли оно более ведению нашей науки, чем эстетической критике». Обращаясь к этой теме, один из талантливейших поэтов нашего времени Арсений Тарковский писал: «Мы знаем, что психические заболевания могут обострить восприятие, но в целом они обедняют личность. У нас в руках свидетельства распада, обеднения личности нескольких писателей такого рода. Хлебников не напрасно назван «честнейшим рыцарем» поэзии, однако многое у него просто рассыпалось…» «Обратный пример — продолжает автор, — пример душевного здоровья — Пушкин» [147. С. 203].

Такие качества, как нешаблонность, отход от общепринятых традиций, гибкость ума и т. п., хотя и являются необходимой предпосылкой творчества, но не исчерпывают его. Как было показано выше (см. предыдущую главу), продуктивная реализация способностей тесно связана с содержанием деятельности. Можно выделить такие ее виды, в которых эти способности проявляются наиболее адекватно. К таким видам относится математическое творчество. Выдающийся математик А. Пуанкаре писал, что в математическом творчестве «… человеческий ум меньше всего заимствует из внешнего мира и действует… лишь сам по себе и сам над собой». Наиболее продуктивными, по его мнению, часто оказываются комбинации, составленные из элементов, взятых из очень далеких друг от друга областей. «Я не хочу сказать, — пишет он, — что для того, чтобы сделать открытие, достаточно сопоставить как можно более разношерстные факты: большинство комбинаций, образованных таким образом, было бы совершенно бесполезным, но зато некоторые из них, хотя и очень редко, бывают наиболее плодотворными из всех» [4. С. 138].

Многочисленные факты, свидетельствующие о том, что для лиц шизоидного круга наиболее адекватным является математическое творчество, побудило нас к исследованию группы математически одаренных школьников, учащихся московской физико-математической школы № 2, зачисленных туда в результате экзаменов и собеседований, определяющих их математическую одаренность. Для того чтобы по возможности избежать специфики обучения на результаты эксперимента, исследовались учащиеся 7—8 классов, обучающиеся в математической школе только первый год. В исследование было включено тридцать учеников, проявивших в течение первых месяцев обучения заметные способности в отношении профилирующих в школе дисциплин. Контрольную группу составили ученики 7—8 классов массовой школы (тридцать человек). Эксперимент проводился комплексом методик (сравнение, классификация предметов; см. гл. I).

В качестве основного критерия для характеристики выявляемых в процессе мышления свойств и отношений предметов была принята частота использования того или иного признака испытуемыми каждой из сравниваемых групп. Сопоставление групп проводилось по коэффициенту стандартности — процентному отношению наиболее часто используемых (стандартных) свойств к общему числу свойств, актуализированных испытуемыми каждой группы.

Коэффициент стандартности контрольной группы при сравнении предметов (восьми задач) был равен 72 %, а для группы математиков — 43,5 %, что свидетельствует о значительном снижении частоты использования стандартных, обычных свойств в группе математиков и увеличении частоты использования ими нестандартных, обычно редко используемых признаков предметов. При классификации предметов выявилась та же закономерность: коэффициент стандартности контрольной группы составил 67,6 %, для группы математиков — 56,3 %.

Сопоставляемые группы значительно различались и по разнообразию актуализированных признаков предметов. Математики использовали при сравнении и классификации предметов значительно более широкий круг различных свойств, чем учащиеся массовой школы. Так, при сравнении предметов в группе математиков были актуализированы с разной частотой 958 различных признаков, а в контрольной — 501 признак, почти в два раза меньше. При классификации предметов в группе математиков — 397 признаков, а в контрольной — 235, т. е. в 1,7 раза меньше.

Таким образом, при исследовании математически одаренных школьников была выявлена та же закономерность, которая характеризовала больных малопрогредиентной шизофренией и выражалась в снижении избирательности познавательной деятельности. Эти данные послужили основанием для квалификации психиатром личностных особенностей этих детей. У многих из них были отмечены черты аутизма, характерные для лиц шизоидного склада [31, 32].

При рассмотрении проблемы связи творчества с патологией последняя привычным способом отождествляется с болезнью. Таким образом, создается впечатление, будто бы творческие предпосылки обусловлены наличием заболевания. Однако углубленные разработки проблем общей психопатологии в настоящее время позволяют разграничить в структуре патологических процессов, с одной стороны, болезнь как определенную нозологическую категорию и тот патологический фон, который служит предпосылкой заболевания. Наибольшую определенность эти понятия получили в контексте общей проблемы «логоса» и «нозоса». Актуальность и общеметодологическое значение этой проблемы отчетливо сформулированы А. В. Снежневским [37, 38], подчеркнувшим необходимость как выделения и разделения патологического и нозологического в шизофрении, так и изучения их связи, взаимодействия.

В этой связи особое значение приобретают результаты наших экспериментальных исследований, обнаруживших общие закономерности изменений познавательной (в первую очередь мыслительной) деятельности у больных шизофренией и у лиц шизоидного круга, обладающих рядом сходных личностных черт. Эти данные позволяют предполагать конституциональную природу выявленных особенностей мышления, способствующих творческому процессу, и являются доказательством того, что они не порождены болезнью (Данные этого исследования будут представлены в следующей главе).

С другой стороны, само творчество является сложным и обусловленным многими факторами процессом. Он не сводим к развитию лишь интеллектуальных способностей. Сама жизнь показывает, что достаточно высокий уровень интеллектуальных способностей у разных людей может получить качественно различные формы и степени реализации в зависимости от уровня притязаний личности, ее самооценки, стремления к реализации своих способностей, активности и инициативы. Большую роль здесь играют социально обусловленные нормы, эталоны, выступающие в качестве регуляторов этой деятельности. Безусловно, творческий процесс предполагает определенный отход от привычных шаблонов, некоторый «отлет» от реальности. Однако такой «отлет» необходимо предполагает возвращение к реальности на новой основе, что требует постоянного учета доминирующих общественных ценностей. Как это отмечалось выше и будет показано в дальнейшем изложении, все эти личностные качества, обусловленные социальной детерминацией, страдают у больных шизофренией. Под влиянием факторов болезненного процесса значительно снижаются активность, инициатива, способность к реализации творческого потенциала.

В свете всего изложенного проблема «патологии и творчества», первоначально обозначенная как «гениальность и помешательство», приобретает иную окраску, поскольку патология не рассматривается как только проявление болезни, а само творчество не может быть сведено лишь к интеллектуальным способностям.

Источник: https://www.psychiatry.ru/book_show.php?booknumber=16&article_id=12

Дмитрий Борисович Глазков (психолог консультант, администратор)

Нужна анонимная консультация? Пишите! Немного о себе. Мне 30 лет. В 2004 году с отличием окончил Серигиево-Посадский гуманитарный институт по специальности "Психолог. Преподаватель психологии." Основатель этого сайта. Консультирую, по большей части, по вопросам межличностных отношений. Женат. Есть дочь.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»