Статьи по психологии

Память

Память – это свойство нервной системы, способность человека воспроизводить пережитый опыт в своем сознании и поведении. Память делится на несколько процессов: запоминание, сохранение и воспроизведение. Во время воспроизведения, в свою очередь, совершаются процессы узнавания, воспоминания, припоминания. Существует множество классификаций памяти: память может быть кратковременной и долговременной, произвольной и непроизвольной, моторной, эмоциональной, образной и так далее, и т.д.

Память (одна из психических функций) — способность к сохранению, накоплению и воспроизведению информации.

Выделяют следующие типы памяти: генетическую, иммунную, неврологическую и социальную.Содержание [убрать] 1 Неврологическая память
2 Свойства памяти человека
3 Нарушения памяти
4 Исследования в области памяти
5 Мифология, Религия, Философия о памяти
6 Литература
7 См. также
8 Ссылки

Неврологическая память

Память — совокупность видов деятельности, включающих в себя как биолого-физиологические, так и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события, близкие или отдалённые по времени, существенным образом модифицировали состояние организма. (Ц. Флорес).

Память означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем поведении. С этой точки зрения память и в момент закрепления, и в момент её воспроизведения представляет собой деятельность в полном смысле этого слова. (Зинченко).

Свойства памяти человека

Пионером в исследовании памяти человека считается Герман Эббингауз, ставивший эксперименты на себе (основной методикой было заучивание бессмысленных списков слов или слогов). Одно из важнейших открытий Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (обычно 7), то его удается запомнить после первого прочтения (обычно список элементов, которые можно запомнить сразу, называют объемом кратковременной памяти). Другой закон, установленный Эббингаузом, — количество сохраняющегося материала зависит от промежутка времени с момента заучивания до проверки (так называемая «кривая Эббингауза»). Был открыт позиционный эффект (возникающий, если запоминаемая информация по объему превышает кратковременную память). Он заключается в том, что легкость запоминания данного элемента зависит от места, которое он занимает в ряду (легче запоминаются первые и последние элементы).

Нарушения памяти

Большое количество знаний об устройстве и работе памяти, которое сейчас имеется, было получено при изучении феноменов её нарушения. Нарушения памяти — амнезии — могут быть вызваны различными причинами. В 1887 русский психиатр С. С. Корсаков в своей публикации «Об алкогольном параличе» впервые описал картину грубых расстройств памяти, возникающих при сильном алкогольном отравлении. Открытие под названием «корсаковский синдром» прочно вошло в научную литературу. В настоящее время все нарушения памяти делятся на:
Гипомнезии — ослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или/и как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов, эпилепсии и т. д.).
Гипермнезии — аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями, наблюдается гораздо реже. Люди, отличающиеся этой особенностью, забывают события с большим трудом (Шеришевский)
Парамнезии, которые подразумевают ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.

Особо выделяется детская амнезия — потеря памяти на события раннего детства. По-видимому, этот вид амнезии связан с незрелостью гиппокампальных связей, либо с использованием других методов кодирования «ключей» к памяти в этом возрасте.

Исследования в области памяти

В Токио в середине 2005 года опубликованы результаты исследований группы специалистов во главе с доцентом кафедры нейрофизиологии Токийского университета Тацухиро Хисацунэ. Исследования касались механизма образования «нейронов памяти» в головном мозге. В ходе исследований было установлено, что во время обучения и во сне головной мозг излучает электромагнитные импульсы в частотном диапазоне 4–8 Гц — так называемые тета-волны. Оказалось, что эти волны оказывают стимулирующее действие на гиппокамп, отвечающий за обработку и размещение в памяти поступающей информации.

В ходе опытов над мышами было установлено, что уже после двухсекундного воздействия тета-волн нейроны мозга начинают выделять гамма-аминомасляную кислоту, которая активизирует процесс образования новых нейронов. Затем грызунам стали вводить лекарственный заменитель этого вещества. В результате через месяц число вновь образованных клеток превысило 450 — а это в полтора раза больше, чем обычно.

Эти исследования помогут найти новые средства для лечения заболеваний головного мозга (например, болезни Альцгеймера). Кроме того, результаты исследований лишний раз доказали, что обучение и хороший сон очень способствуют улучшению памяти.

Мифология, Религия, Философия о памяти
В Древнегреческая мифология имеется миф о реке Лета. Лета обозначает «забвение» и является неотъемлемой частью царства смерти. Умершие есть те, кто потеряли память. И напротив, некоторые, удостоенные предпочтения, — среди них Тиресий или Амфиарай, — сохранили свою память и после кончины.
Противоположностью реки Лета является Богиня Мнемозина, персонифицированная Память, сестра Кроноса и Океаноса — мать всех муз. Она обладает Всеведением: согласно Гесиоду (Теогония, 32 38), она знает «все, что было, все, что есть, и все, что будет». Когда поэтом овладевают музы, он пьет из источника знания Мнемозины, это значит, прежде всего, что он прикасается к познанию «истоков», «начал».
Согласно философии Платона Анамнесис — припоминание, воспоминание — понятие, описывающее основную процедуру процесса познания.

Литература
С.Роуз Устройство памяти от молекул к сознанию. Москва: «Мир», 1995.
Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. Москва: «Педагогика», 1974.
Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1968.
Роговин М.С. Проблемы теории памяти. М., 1977.- 182 с.

Источник:https://ru.wikipedia.org/wiki/Память_(человеческая)

Возможно ли управлять своей памятью?

Я считаю, что можно и в значительных размерах. Экспериментально доказано, что на подсознательном уровне человек воспринимает и запоминает в десятки раз больше информации, чем осознанно. И хранящаяся в подсознании информация стирается гораздо медленнее, чем сознательная. Это связано как с большой избыточностью получаемой информации, так и с особенностями подсознательной памяти. Но нас интересует то, что в определенных ситуациях происходит извлечение информации из подсознания на сознательный уровень. Мы вспоминаем то, что казалось, совершенно забыли.
Используя определенные приемы и ресурсы подсознательной памяти, можно укрепить свою сознательную память. Существует множество разнообразных подходов к улучшению памяти, одни лучше, другие хуже. И у каждого человека по разному. Но существуют определенные, фундаментальные принципы улучшения памяти.

Если кратко, то для этого надо:
развивать наблюдательность, что также приведет к увеличению количества и качества сложных ассоциаций;

использовать несколько органов чувств для запоминания. Информация, которая идет по нескольким каналам одновременно, не только позитивно дублируется, но и лучше запоминается из-за более системного воздействия на память. А также легче припоминается в связи с наличием большего количества триггеров (название блюда в ресторане можно вспомнить не только напрягая зрительную память на текст, но и вспомнив вкус, запах, фоновую музыку в это время, кинестетические ощущения от стула, столовых приборов и тд.) Вербальные комментарии по поводу запоминаемого, ассоциации образов и чувств тоже не помешают.

сознательно (активно) стремиться запомнить и припомнить необходимую информацию. Осознание процессов памяти, для наилучшего управления ими.

позитивно себя мотивировать, не ругать, а хвалить. Это имеет немаловажное значение.

учитывая, что в реализации памяти участвует почти весь головной мозг — развитие других психических способностей (внимание, интеллект, ощущения, творческие способности) гарантированно приведет к улучшению памяти.

формирование соответствующих установок на запоминание. Если человек при запоминании рассчитывает, что данная информация ему будет нужна и завтра и через десять лет, тогда он запомнит и в последующем вспомнит гораздо больше, чем в случае, если при запоминании информация нужна будет только в течении ближайших пяти минут.

концентрация внимания в момент запоминания и последующего припоминания значительно улучшает мнестические процессы. А сделав паузу, чтобы подумать и получше сконцентрироваться — мы еще больше улучшим свою память.

использование разнообразных мнемотехник — упорядочивание информации для более удобного запоминания и последующего припоминания. Чаще всего запоминаемая информация неструктурированна, размыта в гуще второстепенной информации и недостаточно понятна. Выделив важную информацию, поняв ее значение, расположив в определенном порядке (организовав) — Вы запомните гораздо больше, на длительный период и при вспоминании не испытаете значительных затруднений.

использование эмоций позволяет крепко зафиксировать определенную информацию. Все мы запоминаем, что происходит на пике эмоций, не обязательно положительных, но и отрицательных. Структуры мозга, отвечающие за память и эмоции, очень взаимосвязаны, и умеренные эмоции способствуют более качественному запоминанию. Но чрезмерные эмоции уже вносят дезорганизацию в процессы мышления, в первую очередь внимания и, соответственно, ухудшают память.

Усвоив и использовав данные принципы, можно улучшить свою память в несколько раз.
https://www.superidea.ru/intel/mem/um9.htm

Дмитрий Борисович Глазков (психолог консультант, администратор)

Нужна анонимная консультация? Пишите! Немного о себе. Мне 30 лет. В 2004 году с отличием окончил Серигиево-Посадский гуманитарный институт по специальности "Психолог. Преподаватель психологии." Основатель этого сайта. Консультирую, по большей части, по вопросам межличностных отношений. Женат. Есть дочь.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Закрыть
Кнопка «Наверх»