Статьи Никиты Додина

Осознаваемое и не осознаваемое

Сознание властвует, но не управляет Поль Валери

В своих статьях, в блоге и при консультировании я часто употребляю термины «осознаваемое» и «не осознаваемое». Хочу поделиться с вами своим пониманием этого явления.

Осознаваемое это то, что человек принимает за объективную реальность в данный момент. В эту реальность включено и внешнее (вне человека) и внутренне (тело, мысли, чувства и т.п.). А позади зыбкой грани осознаваемого остается океан процессов и информации которая не осознается на данный момент. Именно этот океан управляет «погодой» в жизни человека.Человек не осознает ультра и инфра звуки и рентгеновское излучение, хотя они оказывают на него воздействие. Органы восприятия вообще сильно ограничены (по сравнению со многими видами животных). Человек может удерживать в фокусе внимания до 7 объектов одновременно, а остальное, хотя и присутствует, не доходит до осознания. То есть, даже если и смотрю, то вовсе не значит вижу. Попробуйте заострить внимание больше чем на 5 предметов вокруг вас. Но не путайте отдельный предмет с общей картиной. Общая картина это один объект, а не всё, что в неё включено. Не осознаваемое, для удобства описания и работы я делю на области: » Гомеостаз » Навыки » Убеждения » Чувства Гомеостаз это определенное давление и состав крови, а также другие параметры организма. Совершенно не осознаваемо в теле протекает неимоверно большое количество процессов поддержания его в нормальном состоянии. Осознание и даже управление некоторыми из них это прерогатива йогинов. Навыки это некогда осознаваемые цепочки действий, которые после многочисленных повторений стали автоматическими и перестали осознаваться. Так, опытному водителю нет нужды думать над переключением передач, а опытный танцор не задумывается, как он переставляет ноги. Навыки были отработаны сознательно и переданы в неосознаваемые механизмы исполнения, чтобы освободить объем внимания для чего-то нового. Точно так мы учимся стоять, ходить и говорить в раннем детстве. Убеждения это фундамент для ума. Думая над чем-то мы отталкиваемся от определенной системы координат. Примеры убеждений: земля круглая, врачи умные, голым на улицу ходить нельзя. Сами по себе установки осознаются, а вот причины их появления – корни убеждений остаются вне осознаваемого. Чтобы избавиться от ложного убеждения, коих у каждого вагон, надо осознать причины его возникновения и признать эти причины несостоятельными. Убеждение пропадает и вся конструкция умозаключений, в основе которых лежало убеждение перестраивается. Чувства, пожалуй, самая интересная часть не осознаваемого. Чувства отвечают за взаимоотношения с другими людьми и другими сущностями реального мира – регулируют их. Сами по себе чувства не осознаются, но мы знает о чувстве по эмоциям. Чувства вызывают эмоции которые мы принимаем за объективную реальность. Если эмоции блокировать – зажимать, то говорят о вытеснении в бессознательное. На самом деле, ничего не вытесняется, просто мы перестаем осознавать чувство. Взаимоотношения происходят на ролевом уровне. Каждый из нас «играет» сотни ролей в разных «спектаклях», причем все спектакли идут практически одновременно. Это большая и, наверное, самая важная в моей работе тема. По этому, подробнее о чувствах я пишу в отдельной статье. Стоит понимать, что осознаваемое это характеристика конкретного момента. В силу ограниченности объема внимания в поле осознания постоянно попадают то одни, то другие объекты внешнего и внутреннего мира. Большая же часть деятельности человек осуществляет не осознавая её. Интересно, что память также имеет области не осознаваемые. Так, в состоянии глубокого гипноза человек может вспомнить такие удивительные мелочи, как номер автомобиля который проезжал мимо него, когда он в прошлое воскресенье выходил в ларек за сигаретами. Естественно на номер он даже не смотрел. Просто тот попал в поле зрения. Работа психолога – Конфликты в области не осознаваемого Не осознаваемое противоречиво или амбивалентно. Конфликт в области чувств заключается в том, что можно одновременно любить и ненавидеть один и тот же объект. И это становится проблемой для человека. Принятие решений в этом случае становится крайне утомительным занятием, которое сопровождается бурей негативных эмоций. Само это состояние влияет на все прочие не связанные с предметом конфликта области жизни. И сложность решения конфликта заключается в отсутствии его осознания. На уровне осознаваемого вы просто чувствуете неуверенность (то туда, то сюда, не могу решиться, не знаю чего хочу, не уверен и т.д.). Конфликт в области убеждений это когда по какой-то причине два или более убеждения противоречат друг другу. «Сигарета успокаивает» против «сигарета вредить здоровью». Или, «надо много читать» против «надо много двигаться» + «надо общаться с друзьями». Проявляется этот конфликт точно также как и в случае с конфликтом в области чувств. Конфликт на уровне навыков это когда навык применяется не к месту. То есть, навык управление автомобилем срабатывает при управлении детской коляской или навык разговора на русском языке при необходимости говорить на английском. По сути, это ошибка программы и её можно исправить специальными техниками или силой воли. Во втором случае, первое время трудно. Ещё один пример для понимания конфликта навыков это когда умея печатать глядя на клавиатуру вы переучиваетесь печатать на слепой десятипальцевый метод. Первое время обучения взгляд сам собой падает на клавиатуру и преодолевать это не легко. Пример конфликта в области гомеостаза это, пожалуй, аллергическая реакция. Это также сегодня устраняется с помощью психотехник. Существуют и конфликты намного более сложные для описания. Когда чувства противоречат убеждениям или другие комбинации. Надо понимать, что психика и тело человека неделимы и все деления условны и предназначены лишь для построения рабочей модели, для понимания себя и управления качества своей жизни. Я также люблю одну метафору про не осознаваемое. Источник: https://dodinni.ru/?page_id=630

Дмитрий Борисович Глазков (психолог консультант, администратор)

Нужна анонимная консультация? Пишите! Немного о себе. Мне 30 лет. В 2004 году с отличием окончил Серигиево-Посадский гуманитарный институт по специальности "Психолог. Преподаватель психологии." Основатель этого сайта. Консультирую, по большей части, по вопросам межличностных отношений. Женат. Есть дочь.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»