Статьи Юлии Пак

Счастливый ребёнок

image (3)

Счастливый ребёнок

(меняем энергию агрессии на энергию созидания)

 Однажды я была наблюдателем такой секундной сцены: лицо маленького мальчика исказилось до неприятно-устрашающего выражения – зубы крепко сжались, появился оскал, характерно собрались складки на лбу, глаза четко устремились в сторону «обидчика», положение тела указывало на готовность совершить резкое действие: кулак со всей силой устремился в спину «обидчика»…

Вмешавшись в процесс, оказалось, что «он меня сильнее обидел», потому что тоже хотел эту игрушку.

Описанный эпизод показывает, как обычно проявляется агрессивное поведение

  1. Причина конфликта
  2. Уверенность, что ты гораздо более обиженная сторона
  3. Желание отплатить

Проявления (диагностика)

  • Ребёнок часто теряет контроль над собой
  • Часто спорит и ссорится с окружающими
  • Отказывается выполнять просьбы взрослых
  • Может намеренно вызывать у других чувство злости и раздражения
  • Склонен винить других в своих ошибках и неудачах, в т.ч. может вымещать свой гнев на неодушевлённых вещах)
  • Часто испытывает чувство злости, гнева, зависти
  • Не способен забыть об обиде, не отплатив
  • Мнителен и раздражителен

Если у ребёнка в течение 6 месяцев устойчиво проявляются одновременно 4 и более критериев, то можно говорить о том, что агрессивность уже начала быть качеством личности. Но даже тогда разрушительную энергию агрессии можно скорректировать и поменять её полюс на противоположный – созидательный. 

Ничего не появляется просто так. И для того, чтобы «лечение» было эффективным, необходимо разобраться в причинах.

Причины

► игнорирование ребёнка или реакция безразличия на проявления «плохого» поведения

► плохие отношения с одним или обоими родителями;

► сильная критика ребенка в семье

► ребенок ощущает безразличие к своим чувствам

► отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности его жизнью.

► другие

После того, как причины определены, нам, взрослым, необходимо найти в себе силы, чтобы признать свою ответственность.

  • Как помочь ребёнку перенаправить свою энергию с отрицательной на положительную.

 Способов очень много, любовь и фантазия помогут разнообразить их. Условно упражнения можно разделить на такие группы:

  • дыхательные

Например, можно надувать шарики или пускать мыльные пузыри. Можно дуть на крылья бумажной бабочки, прикрепленной к стене. Можно научить ребенка, как только он почувствует желание кого-то ударить (для старших групп детского сада) – набрать полные легкие воздуха и постепенно по чуть-чуть выпускать его из себя, как из шарика.

  • релаксационные

Видя, что малыш на взводе, необходимо помочь ему переключиться. «Я вижу, что тебе трудно справиться. Давай я тебе помогу» — после этого вместе полежать на ковре и послушать звуки природы в записи. Возможно, нанервничавшись, ребенок заснет. Либо дать ему побыть наедине с собой и заняться любимым делом – порисовать, послушать детскую классику, собрать высокую башню из кубиков.

  • двигательные

Можно комкать и рвать бумагу, бить специальную черную подушку (и в нее же кричать) или боксерскую грушу, топать ногами, втирать пластилин в картонку или бумагу. Важно обозначить место и время для проведения такой практики, чтобы уже это новое действие не вызвало дальнейшего дискомфорта окружающих. Например, топать ногами можно под руководством взрослого ВСЕМ детям, когда они разыгрались. Очень громко покричать можно только там, где никто не услышит (например, в лесу) или в специально отведенную для этого подушку.

  • рисование, раскрашивание
  • лепка
  • помощь по дому
  • физическая работа
  • спорт

Все эти способы хорошо помогают стабилизировать внутреннее состояние, повысить уровень положительных эмоций и получить бодрость от созидания и творчества.

  • юмор (кроме сатиры и черного юмора)

В нужный момент сказанная добрая шутка помогает разрядить обстановку всем участникам конфликта. Учитывайте свои возможности, потому что неуместной шуткой можно только усугубить ситуацию.

  • разбор сказок, фильмов, сюжетов
  • просто целенаправленное общение

Стремитесь с пользой проводить время общения с ребенком. Поясняйте причины и следствия поступков сказочных героев и сцен на улице. Поясняйте всё, что может быть непонятно малышу….

  • проговаривание
  • «Я»-формулировки

… и много-много говорите со своим ребёнком: о том, что чувствуете, о том, как думаете. Спрашивайте его о чувствах, о сомнениях, узнавайте его мнение. Честно признавайтесь в том, чего не знаете. Всегда сдерживайте обещания. Советуйтесь с ним. Относитесь как к равному себе. Ребенок все чувствует.

  • 30 минут в день, посвященные только ребёнку, заменят все и любые игрушки, которые у него уже есть и которые будут.

Человек, который с момента зарождения чувствует себя нужным, любимым, полноправным участником жизни в семье вырастает гармоничной личностью, умеющей любить, умеющей отвечать за свои поступки, умеющей и желающей создавать собственные гармоничные отношения с другими людьми.

Любите друг друга!

Юлия Пак (психолог-консультант)

Доброго и светлого дня! Каждый человек способен нести в себе тепло для других людей. И тем более, каждый способен к самоисцелению. Многие это просто забыли. Очень хочу помочь в пробуждении тем, кто этого желает..

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Закрыть
Кнопка «Наверх»