Статьи

Как распознать ложь

За редким исключением, каждый из нас испытывает потребность в общении, так уж устроен человек. Люди делятся друг с другом информацией, совместно разрабатывают новые идеи, знакомятся и заводят отношения, заряжаются положительными и заражаются отрицательными эмоциями – всё это происходит посредством общения. Из-за исключительной важности этого процесса во всех сферах жизни, нам часто бывает очень обидно, когда нам врут, а мы этого не замечаем. Наверное, научиться распознавать ложь, да так чтобы наверняка и всегда – голубая мечта человечества. К сожалению, это вряд ли возможно хотя бы потому, что зачастую человек не может отличить даже собственные выдумки от реальности. Однако чтобы заподозрить неладное и держать «ухо востро», не требуется даже специальных приборов – достаточно во время разговора обратить внимание на некоторые косвенные признаки, невольно проявляющиеся у вашего собеседника, которые могут подтверждать или опровергать его слова.

Будьте осторожны и не делайте поспешных выводов, какими бы проницательными людьми вы ни были, ведь даже Шерлок Холмс однажды заподозрил девушку в страшном преступлении, приняв её неловкий жест за попытку скрыть правду. Позднее выяснилось, что девушка просто стеснялась своего не припудренного носа.

Каков принцип?

Ложь, как правило, неудобна тому, кто её придумывает. Он чувствует дискомфорт, нервозность, страх, что его могут разоблачить, даже когда это касается чего-то совсем безобидного. А уж когда речь о чём-то серьёзном, что может повлиять на дальнейшую жизнь человека, в том случае если правда вскроется, то вести себя правильно в такие моменты может только человек с хорошей выдержкой. Но даже в этом случае, если знать, на что обратить внимание, можно найти яркие признаки, указывающие на нервозность человека, а также, в каких местах его рассказов и ответов она проявляется наиболее остро. Давайте вмести с рассмотрим эти признаки.

Речь

Бесполезные факты. Чтобы сделать рассказ убедительным, люди стараются насытить свою вымышленную историю реальными событиями, далёкими от предмета разговора. Например, если вам захочется подробно узнать о людях, с которым встречался ваш собеседник, что ему, допустим, нужно скрыть, то вы услышите развёрнутые микрорассказы о том, какая чудесная была еда, великолепная погода, какие эмоции были вызваны теми или иными повседневными событиями, а про людей может быть сказано только вскользь. Словом, вам чётко нарисуют обширный фон, а в центре картины лишь набросают смазанный эскиз.

Ответ в стиле «сам догадайся». Надо следить, чтобы человек отвечал прямо, при этом его не обязательно поправлять и тем самым давить на него. Помните, что вопрос, заданный на вопрос – это лишь косвенный ответ.

Если вы поинтересовались «Ты смотрел телевизор сегодня?», а вам возразили «Ну ты же знаешь, что я не мог этого сделать?» – то надо понимать, что это уход от прямого ответа. Хотя нужно отметить, что люди могут отвечать так лишь потому, что оскорблены недоверием к себе и не считают нужным отвечать прямо.

Другой вариант непрямого ответа, когда вам также предлагают додумать сказанное самостоятельно, но не говорят напрямую, например, на вопрос «Вы уверены, что можете починить это?» может следовать фраза «Друзья меня считают прекрасным мастером!». Из неё можно сделать вывод, что человек не уверен в своих силах, но и признаваться в этом ему не хочется.

Как вы спросили – так вам и ответили. Частое и точное употребление фраз из вашего вопроса, а также полное повторение вопроса перед тем, как человек начнёт отвечать, может свидетельствовать о неискренности. В таких ситуациях ваш собеседник не успевает придумать, что ответить, поэтому использует ваши же слова или тянет время перед ответом, чтобы успеть сконструировать правдоподобную версию.

Анекдот вместо ответа. Обратите внимание на «забавные» ответы. Вы спросили, вам остроумно ответили, вы оценили, посмеялись и перешли к другому вопросу или вообще не стали больше докучать этому забавному собеседнику – обычная ситуация. Но нужно задуматься, если человек часто отшучивается, вместо того, чтобы прямо ответить, возможно, он делает это намеренно.

Речь на разных скоростях. Частое покашливание, попытки прочистить горло, резкое изменение речи с нормальной на более быструю или на более медленную, может означать, что человек нервничает, возможно, лжет. На это же указывает любое, объективно ничем не обусловленное изменение голоса, тона говорящего.

Если в процессе рассказа человек возвращается назад по ходу рассказа и дополняет его чем-то: уточняет, говорит, что забыл что-то упомянуть, добавляет детали, то это указывает на искренний рассказ. Выдуманную на ходу историю сложно вспомнить, дополнить в середине, а потом продолжить додумывать с конца – есть высокая вероятность сбиться и запутаться.

Тело

Если человек касается руками лица: чешет нос, прикрывает рот, то это признаки, что он подсознательно закрывается от вас, ставить барьер между вами. Также следует замечать, если собеседник переминается с ноги на ногу или вообще делает небольшой шаг назад. Это указывает на желание уйти, отстраниться от вас, чтобы не выдать что-то. Особенно важно обращать внимание на движения назад, когда вы задаёте вопросы. Если голова отвечающего резко отстранится назад или вниз – это, возможно, тоже попытка закрыться.

Эмоции

Плохая реакция. Следите за эмоциями собеседника по ходу разговора. Если человек что-то скрывает от вас, то эмоции могут выражаться с опозданием, непривычно долго оставаться на лице человека, а потом внезапно исчезать, появляться раньше, чем вы закончите фразу. Это происходит потому, что человек напряжённо думает о чём-то своём, плохо поддерживает нить разговора и демонстрирует эмоции, которые на самом деле не испытывает. Например, удивление, не проходящее у человека 6 секунд и более – фальшивая эмоция.

Американский психолог Пол Экман (Paul Ekman) изучил выражения лиц людей и насчитал всего 46 независимых лицевых движений. Однако он установил, что в комбинации друг с другом они могут передать порядка 7000 уникальных эмоций! Интересно, что многие мышцы, приводящие лицо в движение, не управляются сознанием. Это значит, что фальшивая улыбка всегда, хоть и незначительно, но будет отличаться от настоящей.

Бурная радость. Чрезмерные эмоции могут также свидетельствовать не в пользу искренности. Если с вами вдруг начинают говорить слишком вежливо или, наоборот, кричат и бурно реагируют, то это может означать, что человек пытается замаскировать свои реальные чувства под маской других.

Поведение при провокациях

А хоккей на траве вы любите? При попытке с вашей стороны резко сменить тему, человек, говорящий неправду, воспримет это с облегчением, поддержит вашу инициативу, ведь он понимает, что чем меньше вы будете говорить с ним, тем меньше шансов у него «проколоться» и выдать себя. Если собеседник искренен, то его естественной реакцией будет непонимание причины смены темы, неудовлетворённость, что его рассказ не дослушали. Он попытается вернуться к теме разговора.

Не нравитесь вы мне, ребята… Если у вас появляются сомнения по поводу правдивости слов собеседника, советуем неявно показать, что не верите рассказу собеседника: после его ответа на очередной вопрос выдержите паузу, посмотрите пристально, с недоверием. Если с вами не честны, это вызовет смущение, неуверенность. Если человек говорит правду, то часто он начинает раздражаться, пристально смотреть на вас. В нём можно отметить следующие перемены: пропадает смущение, губы сжимаются, брови хмурятся.

Движения глаз

Верно говорят, что глаза – зеркало души. Человек устроен так, что глаза активно участвуют в процессе размышлений. Они принимают положение в зависимости от того, какая область мозга задействована в данный момент. Зная это, можно предположить, чем занят мозг в тот или иной момент диалога: придумыванием чего-то нового или обработкой реальной информации.

Давайте представим, что смайл на рисунке – это лицо вашего собеседника. Далее, во избежание путаницы, стороны договоримся писать относительно вас, когда вы смотрите на смайл, а в скобках будут указания относительно самой скалящейся рожицы.

Вы видите, что глаза собеседника смотрят влево и вверх от вас (человек смотрит в правый верхний угол), это говорит о конструировании картинки. Вправо и вверх от вас (у него это левый верхний угол) – обращение к визуальной памяти. Смотрят влево (правая сторона) – придумывает звук, вправо (левая сторона) – старается вспомнить то, что слышал. Глаза внизу и слева (нижний правый угол) – проверка ощущений и чувств. Внизу и справа (нижний левый угол) – размышляет над ситуацией, беседует сам с собой. Если взгляд прямой, то человек воспринимает информацию.

Например, если вы спросили своего начальника о дате зарплаты, и, отвечая, он посмотрел вниз и вправо относительно вас, то он об этом задумался впервые и формирует ответ «на лету», размышляет. А если просто вправо, значит, говорит то, что слышал раньше от вышестоящего начальства.

Обращаем ваше внимание на такой нюанс: если вы говорите с левшой, то левая и правая сторона зеркально противоположны. Это также справедливо и для правшей, у которых левое полушарие, всё же, преобладает над правым, например, т.н. переученные левши.

Бытует мнение, что прямой взгляд глаза в глаза символизирует об искренности человека, если же глаза отводятся, то говорят, что некто «прячет» глаза и что-то скрывает. В действительности, это не так. В процессе разговора часто необходимо прервать зрительный контакт, чтобы сфокусироваться на кой-то мысли, задуматься, вспомнить.

Инструкция по применению

Составлять себе картину о человеке по двум-трём признакам, описанным в статье – верный путь ошибиться. Всё, что вы заметили, советуем подытожить в конце разговора или как можно позже, оценив всю «картину» беседы. При этом вам может сильно мешать то, как вы настроились воспринять человека с самого начала. Не стремитесь изобличить, а старайтесь подмечать. Человек – очень сложный механизм, поэтому для одних людей всё приведённое здесь может быть справедливо, для других – ошибочно. Как правило, для того чтобы верно распознать поведение врущего человека, нужно знать, как он ведёт себя, когда говорит правду в комфортной для него обстановке. Поэтому любой анализ лучше проводить на человеке, которого видишь уже не в первый раз. Хотя начинать запоминать некоторые особенности при общении с новыми людьми нужно с первого же знакомства.

_______________________

Несомненно, ложь существовала всегда. Нет человека, который никогда бы не солгал. Тот кто говорит что не врет — врун.  Психология отношений между людьми. Хаус и философия: Все врут!

Дмитрий Борисович Глазков (психолог консультант, администратор)

Нужна анонимная консультация? Пишите! Немного о себе. Мне 30 лет. В 2004 году с отличием окончил Серигиево-Посадский гуманитарный институт по специальности "Психолог. Преподаватель психологии." Основатель этого сайта. Консультирую, по большей части, по вопросам межличностных отношений. Женат. Есть дочь.

Похожие статьи

Одно Сообщение

  1. хорошие советы… жаль не учитывается реальность. В реальном общении, если это не целенаправленные напряженные переговоры, люди плавают в эмоциях, расслаблены и склонны домысливать, обобщать и слышать то, что хочется слышать.
    Если вам хочется чтобы мастер скорее починил компьютер, и вам совсем не хочется ждать другого мастера, то вы не заметите его неуверенных действий, а даже если и заметите, то придётся принять их в надежде что он таки достигнет результата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»