Статьи по психологии

Ещё раз о том, как отличить любовь от влюбленности

Влюбленность — это необычное сочетание секса и эмоций. В моем словаре это слово обозначает «безрассудную страсть или влечение»; оно латинского происхождения и переводится как «нелепый или глупый». И вообще не так-то просто отличить чувства, сопутствующие любви, от чувства влюбленности.Любви и влюбленности свойственна одна черта — сильная привязанность к представителю иного пола, усложняющая поиск различий между ними, поскольку большинство их проявлений сходно. Чересчур страстная, слепая влюбленность способна вместить в себя свойства настоящей любви. Так что разница между ними зачастую обнаруживается лишь в интенсивности, нежели в признаках. Поэтому необходимо с величайшим вниманием исследовать каждое проявление этих чувств.
У любви и влюбленности три сходных проявления: страсть, близость и необычайные эмоции. Человек может испытывать страсть, на самом деле не любя. Вполне возможно, что вас охватит страсть, сильное сексуальное влечение к человеку, с которым вы даже не встречались. Поцелуи и ласки усилят вашу зависимость от эротических переживаний, так что секс станет основой вашей связи. Но эти переживания не обязательно свидетельствуют о настоящей любви. Сексуальное влечение сопутствует как влюбленности, так и истинной любви.

Прилагаемый тест «Что вы знаете о любви» поможет молодым влюбленным понять, что они в действительности думают о любви. Этот тест покажет, насколько хорошо вы в этом осведомлены. Он состоит из ряда истинных и ложных утверждений. Обведите кружком «И», если считаете суждение истинным, «Л» — если считаете его ложным.

Некий исследователь опросил 500 девушек из девятнадцати американских колледжей, задав им такой вопрос: считают ли они, что влюблены сейчас? 72 процента опрошенных ответили: думают, что до некоторой степени влюблены. И лишь 27 процентов сказали, что «наверное» и «определенно» не влюблены.
Наряду с тем, что большинство девушек считают, что они влюблены, не меньше и таких, которые выражают истинные сомнения по этому поводу. Около трети из них лишь «догадывались» о такой возможности, а 23 процента считали, что они «в значительной степени» влюблены. Иными словами, более половины не были уверены в своих чувствах. И есть полное основание допустить, что большинство положительно ответивших на поставленный вопрос в действительности испытывали лишь увлечение.
Другой исследователь задал группе учащихся колледжа такой вопрос: известно ли им, что такое любовь? Вот результаты этого опроса:

Юноши Девушки
Уверен, что знаю 25% 36%
Мне кажется, что знаю 59% 54%
Мне кажется, не знаю 12% 8%
Уверен, что не знаю 4% 2%

Это значит, что три четверти юношей и около двух третей девушек были не уверены в том, что понимают, что такое любовь. Исследования показывают также, что учащиеся воспринимают свои текущие романы как любовь, а прошлые — как увлечения. Несомненно, что и те отношения были бы причислены к любви, если бы интервью проводилось в момент их развития.
Подобная информация делает очевидной ужасную путаницу, возникающую в наших головах, когда речь заходит о распознавании настоящей любви. Поэтому давайте вернемся к изначальному вопросу: «Что позволяет нам утверждать, что мы действительно любим?» Но прежде чем прямо ответить на этот вопрос, рассмотрим фазы любви.

В среднем человек переживает пять фаз любви. И если вы хотите понять, как развивается способность любить, вы должны понять эти пять фаз.
Младенческая фаза. Младенец — плод любви — любим уже только потому, что он родился. Сам он еще не умеет любить, и от него никто этого и не ждет. Ребенок живет в себе. Он озабочен лишь получением желанного. Его не волнует, сколько хлопот доставляет он всем, требуя этого самого желанного. Его родители вечно не высыпаются, но и это его не волнует. Он может разбудить их в два часа ночи, если ему вдруг захотелось попить. Младенец умеет любить лишь себя.
Фаза родительской любви. Первая любовь ребенка (любовь к самому себе не в счет) обращена к родителям, особенно к матери. Так и должно быть, пожалуй, большую часть своего времени она проводит с ним, она просто служит ему. Она и значит для него больше, чем кто-либо другой. Он хочет, чтобы мама оставалась с ним даже тогда, когда он ходит по пятам за отцом. Сейчас ребенок любит себя и научился любить своих родителей.
Фаза приятельской любви. Через несколько лет ребенок начинает осваиваться и вне стен дома, у него просыпается интерес к своим сверстникам, особенно к сверстникам своего пола. Теперь он уже чаше опирается на мнения своих приятелей, а не только на родительское. Он начинает жить в обществе и учится общению с такими же, как он, людьми. Теперь, когда он выходит из-под домашней опеки, родители отодвигаются на второе место. Теперь он любит себя, приятелей и родителей — и именно в этой последовательности.
Фаза юношеской любви. В юности горизонты становятся шире. Уже начинает проявляться интерес к противоположному полу. Девушки начинают понимать, что юноши достойны более пристального внимания, и наоборот. Но по инерции любовь рассматривается еще глазами младенца, то есть потребительски: «а что это даст мне?» вместо: «а что могу дать я сам?»
Юношеская фаза — это период проб и ошибок,
Девочки где-то лет до десяти мечтают обычно о красивом взрослом мужчине — о кинозвезде или телевизионном кумире, о музыканте или выдающемся певце или еще о ком-то, но обязательно популярном. Повзрослев, они становятся более реалистичны. После недосягаемого телекумира свои мечты они связывают с самым красивым мальчиком в школе, блистательным спортсменом или президентом студенческого общества. Но сначала все их помыслы направлены лишь на то, что они смогут получить от него, но отнюдь не на то, что они в состоянии дать ему сами. Все их мечты сводятся к тому, как все станут им завидовать, доведись им привязать к себе кого-нибудь из них. Но тогда им придется смириться и с тем, что они получат в случае успеха!
Итак, любовь начинается с мысли о том, что вы извлечете для себя из этих отношений, а не с того, что привнесете в них.
Фаза зрелой любви. Достигнув этого уровня, все меньше предпочтения вы отдаете физической красоте, тогда как более важными для вас становятся эмоциональные и психологические факторы. Теперь вы думаете больше о том, каким может быть ваш вклад во взаимоотношения, а не о том, что вы можете получить от них. Ваши мысли перемещаются от собственной персоны на партнера. А если вы действительно и бескорыстно любите, то, естественно, вы постараетесь сделать для него все, что от вас зависит. Точно так же и ваши возлюбленные: если они любят вас, то ваши интересы для них всегда будут выше собственных. Следовательно, чем больше отдаешь, тем больше получаешь.
Но чтобы пройти все эти фазы, необходимо определенное время, и поэтому большинство из нас вступает в брак в младенческом возрасте любви. Действительно, большинство из нас так никогда и не достигает зрелости последовательно на всех этапах. Но некоторые так глубоко завязли в своем эмоциональном детстве, что для них практически уже недоступны взаимоотношения взрослых людей.
Тщательно проанализировав свои нынешние отношения, вы должны суметь определить, в какой фазе они находятся — в младенческой, родительской, приятельской, юношеской или зрелой. Вы ведь уже в состоянии наблюдать за поведением и делать для себя выводы? Но как часто молодые при виде надвигающейся опасности стремятся зарыть голову в песок! Ведь это так потрясающе — молодость и влюбленность в любовь! Они не хотят, чтобы хоть что-то омрачило их сегодняшнюю радость и очарование. Немного сложнее отличить юношеский уровень влюбленности от зрелого уровня истинной любви. Следующий раздел поможет вам уяснить и эту разницу.

Пять последовательных этапов любви

Младенческий — когда человек ощущает лишь собственные потребности.
Родительский — когда человек ощущает себя в центре постоянного внимания.
Приятельский — когда человек чувствует себя уверенно лишь в окружении своих друзей.
Юношеский – когда в поисках настоящего чувства происходит частая смена партнеров. Время проб и ошибок.
Зрелый — когда вас больше беспокоит то, что вы можете привнести в ваши отношения, нежели то, что вы можете получить от них.

Отметьте галочкой уровень, на котором, как вам кажется, вы сейчас находитесь. А на каком уровне вы и ваш партнер?

Любовь и влюблённость: как различить?

Как отличить любовь от влюбленности, в чем разница? Проведенные исследования показывают что, по среднестатистическим показателям люди за период жизни переживают от семи до десяти романов. О любви и состояния влюбленности зарубежными и российскими писателями написано не мало романов, стихов. В период XIII века Ричард де Фурникаль писал: «Любовь − это безумство, неиссякаемый огонь, неутолимый голод, сладость восторга, приятное безрассудство, неустанный труд и отдохновение от труда».

Влюбленность можно рассматривать как безрассудную страсть. Не просто отличить чувства любви от чувства влюбленности. Любви и влюбленности присуща единая характеристика как сильная привязанность к представителю иного пола. Слепая влюбленность может включать и свойства настоящей любви. Разница между ними зачастую обнаруживается лишь в интенсивности, нежели в признаках.

Любовь строится на общечеловеческих ценностях. Таких, как уважение, восхищение достоинствами, забота, взаимный интерес. И нарастает когда мужчина и женщины в этой паре больше узнают друг о друге.

Человек может испытывать страсть, не любя. Возникает сильное сексуальное влечение к человеку. Поцелуи и ласки усилят зависимость от эротических переживаний, так что секс становится основой связи. Эти переживания сопутствуют любви, но не надо забывать являются основой состояния влюбленности. Испытывая любовь, человек при этом распознает в партнере прекрасные качества. И это является одной из основ отношений. Главнее является в отношениях достойное уважение и восхищение.

В разлуке любовь может окрепнуть. Отсутствие любимого человека иногда превращается в топливо для сердечного жара. Разлука помогает понять, как много значат для вас ваши отношения.

В состоянии влюбленности не представляется возможным рассмотреть отрицательные качества партнера. Он идеализируется настолько сильно, что заслоняются все его недостатки. Вы можете защищать его от любой критики. Однако как только проходит сексуальное влечение к партеру отрицательные качества партнера выявляются ярко. Невозможно с ними совладать и вы расстаетесь. Любовь видит все достойное, но она не слепнет перед недостатками другого. Она велит вам любить, невзирая на это.

Любовь порождает состояние уверенности. Подтверждением этому может быть счастливый брак гениального виолончелиста Мстислава Леопольдовича Ростроповича и выдающейся певицы Галины Павловны Вишневской, которая говорила: «Дружба дороже любви. Он мне за 4 дня вскружил голову и вот с 1955 года мы вместе. Долгие годы мы не отказывались каждый от своей творческой жизни. Нередко мы встречались в прихожей, когда я уезжала на гастроли, а он возвращался со своих. У нас были пересекающиеся встречи и в аэропортах. У нас обоих всегда была насыщенная творческая жизнь, и это не помешало нам воспитать хороших детей. Мы оба счастливы в своем браке» Влюбленный лишь обнаруживает подавление растущей ревности и чувство бессилия. Любящие друг друга доверяют, не скрывают проблем, решают их совместно. Они готовы к открытому исследованию своих отношений. В состоянии страсти человек не придает значения проблемам своего партнера, старается сгладить несоответствия.

Выходит что, влюбленность − совсем не залог семейного счастья: оно дает только в половине случаев, а шаблон и расчет − гораздо чаще. Любовь благотворно отражается на личности, она требует постоянного развития. Любовь дает новую энергию, цель интерес жизни. Способствовать творчеству и достойным делам, будет побуждать к развитию и личному росту. Влюбленность несет беспорядок. Очевидно снижение работоспособности, потенциала. Любовь определяет верность отношений, желание делать человека счастливым. Существование любви в отношениях определяет тот признак, что они развиваются. Для этого нужно работать, создавать психологический комфорт совместной жизни. В.Шекспир в своих бессмертных творения писал: «Любовь всесильна: нет на земле ни горя − выше кары ее, ни счастья − выше наслаждения служить ей».
Источник: https://love.novline.ru/texts/b_nonlove/2.php

Дмитрий Борисович Глазков (психолог консультант, администратор)

Нужна анонимная консультация? Пишите! Немного о себе. Мне 30 лет. В 2004 году с отличием окончил Серигиево-Посадский гуманитарный институт по специальности "Психолог. Преподаватель психологии." Основатель этого сайта. Консультирую, по большей части, по вопросам межличностных отношений. Женат. Есть дочь.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»